Сертификация персонала
Кроме продукции, услуг и систем качества к добровольной сертификации может предлагаться персонал. Добровольная сертификация персонала необходима для установления соответствия специалистов в той или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знаний техники, программного обеспечения, нормативных документов. Таким образом, появляется необходимость в их периодической аттестации на соответствие принятым сегодня критериям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны. Так, сертификация оценщиков автотранспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общество оценщиков. При обязательном страховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур. Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик признается всеми участниками названного процесса.
В Республике Казахстан сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько систем, предусматривающих сертификацию специалистов.
Следует отметить, что сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией. Цель аттестации - определение квалификации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона), а сертификацию - орган по сертификации (третья сторона).
В настоящее время в Республике Казахстан сложилась и развивается система сертификации компетентности персонала, функционирующего в качестве экспертов по сертификации продукции, услуг, производств, систем качества, по аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов его сертификации и аккредитации для системы сертификации. Сертификация во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих на принятия решения о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) на потребительский рынок. Поэтому некомпетентность эксперта может негативно повлиять на безопасность жизнедеятельности.
Под компетентностью специалиста понимают наличие теоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограничена определенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги и иные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность).
Профессиональная компетентность включает знание:
1 различных сторон проектирования и производства продукции (услуг и иных объектов);
2 значение показателей качества аналогов;
3 перспектив развития продукции, отраженных в научно-исследовательских работах, патентах, конструкторских разработках;
4 требования потребителей;
5 условий и характера эксплуатации (потребления).
Квалиметрическая компетентность обеспечивает четкое понимание экспертом принципов и методов оценки качества продукции, умение использовать разные типы оценочных шкал, определять субъективные вероятности и различать недостаточное число градаций оцениваемого объекта.
Кроме требований к профессиональной компетентности при сертификации эксперта предъявляются требования, связанные с личными качествами специалиста.
- Предпосылки и необходимость сертификации персонала
- Цели сертификации персонала
- Процесс функционирования системы сертификации
- Объекты сертификации персонала
- Структура процессов сертификации персонала
- Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации персонала
- Что дает сертификация персонала непосредственно работникам предприятия