Уязвимые места фирмы
Объясняя существование фирм как средств экономии непроизводственных затрат, ответим на другой вопрос Р. Коуса. Попробуем объяснить, почему вся экономика не организована как одна огромная фирма в едином гигантском .иерархическом строю [3]. Предположим, что вы — владелец маленькой компании, разрабатывающей программное обеспечение ЭВМ для различных прикладных целей. Назовем ее «Малыш». А я — владелец большой компании, специализирующейся в этой и смежных областях. Назовем ее «Гигант». Пусть в прошлом моя компания приобрела у вашей операционные системы. Что бы мы выиграли и что потеряли, если бы захотели расширить масштаб наших операций путем слияния «Гиганта» и «Малыша»?
Плюсы расширения масштаба деятельности
Положительные стороны подобного мероприятия очевидны. Во-первых, объединенная фирма создала бы стабильную структуру и открылась бы возможность долгосрочного инвестирования. Предположим, что вы сможете сократить стоимость производства вашего программного обеспечения и улучшить его качество за счет того, что оно будет ориентировано для использования на компьютерах фирмы «Гигант», а отнюдь не для всех разнообразных модификаций персональных ЭВМ. Вы переоснащаете вашу фирму вычислительными машинами фирмы «Гигант», обучаете ваших программистов тонкостям в использовании новых компьютеров и т.д. Если бы наши фирмы были связаны лишь рыночными отношениями, такие операции были бы слишком рискованными. Одна из сторон могла бы расторгнуть договор, оставив другую один на один с весьма существенными бессмысленными затратами. Эта опасность стремится к нулю в случае слияния «Малыша» и «Гиганта».
Во-вторых, посредством слияния сглаживаются некоторые острые углы возможной недобросовестности партнеров. Например, договориться о справедливой цене на новый товар независимым фирмам зачастую очень сложно. Продавец пытается оправдать высокие цены, завышая в процессе переговоров стоимость разработок и внедрения. Покупатель настаивает на заниженной цене, преуменьшая функциональные возможности предлагаемой новинки. По мере того, как стороны маневрируют в поисках собственной выгоды, они долго и старательно наводят тень на плетень, искажая исходную информацию в свою пользу. При слиянии фирм подобных проблем не возникает. Партнеры играют с открытыми картами, информация каждого из подразделений фирмы является обшей для всех, включая данные о реальных затратах на производство, преимуществах и недостатках выпускаемой продукции.
В-третьих, объединенная фирма легче адаптируется к неожиданным изменениям обстановки. Положим, что «Гигант» вынужден прекратить производство определенного типа компьютеров, потому что более современная модель их конкурентов вытеснила их с занимаемых позиций. А «Малыш» в это время находится на полпути к разработке пакета программ для этой, как выясняется устаревшей, модели. При наличии рыночных отношений между этими фирмами при таком повороте неизбежно недоверие, длинные переговоры и, вероятно, судебный процесс. Но если «Малыш» и «Гиганта—два подразделения одной компании, президент просто приглашает их руководителей, объясняет им ситуацию и ставит каждому из них новую задачу. Все продолжают получать жалование и все очень счастливы.