Экономия, обусловленная масштабом производства
Перемещения вдоль кривой долговременных средних издержек фирмы, в ходе которых фирма свободна в выборе объемов всех используемых ею видов затрат, получили название изменений в масштабе производства. Для описания того, каким образом изменяются долговременные средние издержки с изменением масштаба производства, используется специальная терминология, если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, говорят, что фирма имеет экономию, обусловленную ростом масштабов
производства. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки растут, фирма несет ущерб от роста масштабов производства.
Наконец, если в каком-либо диапазоне выпуска долгосрочные средние издержки вообще не изменяются с изменением объемов выпуска, то говорят, что фирма имеет постоянный эффект от изменения масштабов производства.
Зависимость дологовременных средних издержек от объема выпуска, отображенная графически на рисунке 1, имеет вид гладкой U-образной кривой. На ней отсутствуют зоны постоянного эффекта изменения масштабов производства. Однако эмпирические наблюдения позволяют заметить, что кривая средних издержек для долгосрочных временных интервалов у некоторых фирм может иметь достаточно протяженные ровные участки в средней своей части, где средние издержки изменяются весьма незначительно при изменении выпуска Экономия, обусловленная ростом масштабов производства, проявляется у ткого рода фирм лишь в области, где объемы выпуска продукции невелики, а ущерб, вызванный ростом масштабов производства - только при очень больших объемах выпуска. Для фирмы, кривая долговременных средних издержек которой имеет подобный вид, справедливо следующее определение. Тот уровень выпуска, начиная с которого эффект экономии за счет роста масштабов роизводства перестает действовать, но при этом возникает постоянный эффект от измененения масштабов производства, может быть назван наименьшим эффективным масштабом.
Источники экономии, обусловленной изменением масштабов производства. Откуда же возникает экономия, обусловленная размерами производства? Если рост фирм осуществлялся путем простого увеличения постоянных и переменных затрат в определенной пропорции так, что большое предприятие представляло бы собой множество мелких, можно было бы справедливо ожидать, что изменения масштаба не повлияют на средние издержки. Однако реальные фирмы растут иначе. По мере роста они изменяют производственные технологии и методы внутренней организации для того, чтобы реализовать преимущества крупного производства. Эти изменения и создают эффект экономии за счет масштабов выпуска продукции.
В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом, проистекает из действия человеческих факторов. Речь Вдет о преимуществах совместного группового производства (кооперации) и специализации. Фирма может вырасти до очень крупных размеров, прежде чем она полностью исчерпает возможности кооперации и специализации. В мелкой фирме, нвпример, функции маркетинга могут занимать у ее владельца ежедневно не более часа. Фирма больших размеров в состоянии нанять специалиста-маркетолога который посвятит этому вопросу все свое рабочее время. В фирме еще более крупных размеров специализация углубляется: под управлением маркетинг-менеджера оказываются управляющий по торговле, начальник производственного отдела, занятого разработкой новой продукции, специалист по рекламе. В очень крупных фирмах уже сам отдел рекламы может состоять из специалистов по печати рекламы, телерекламы и т. д. Другим источником экономии, обусловленной масштабом производства, является технология. На подавляющем большинстве производственных линий, например, машина, способная сделать двойную работу по сравнению с меньшей, дешевле двух менее производительных машин. Так печь для приготовления хлеба выпекающая 60 хлебов в час, стоит меньше, чем две печи, выпекающие по 30 порций. Трактор, способный вспахивать ежедневно по 50 акров земли, стоит меньше, чем два, каждый из которых вспахивает по 25 акров, причем более мощной машине требуется один тракторист. Удвоение диаметра нефтепровода потребует удвоенного количества стали, но вместе с тем увеличит поперечное сечение и, следовательно, пропускную способность в четыре раза. Мелкой фирме которая не в состоянии полностью использовать крупную машину или станок, разумно довольствоваться менее внушительной техникой Но по мере роста размеров фирмы техническая экономия все ощутимее снижает средние издержки.