Экономия, обусловленная масштабом производства
Более того, рост фирмы отнюдь не означает постоянного увеличения размеров отдельного предприятия. Функционирование множества отдельных предприятий может привести к дальнейшей экономии на масштабах производства даже после достижения каждым отдельным предприятием наименьшего эффективного масштаба, при котором исчезает эффект технической экономии Примером может стать сеть ресторанов «МакДоналдс». Для отддельного предприятия (ресторана) в индустрии быстрого питания наименьший эффективный масштаб выпуска весьма невелик. Однако фирма достигает значительной экономии путем организации в единую систему большого числа закусочных.
Источники ущерба, обусловленного изменением масштабов производства. Хотя существует множество источников экономии, обусловленной масштабом производства, число их не беспредельно. По мере того, как масштабы деятельности фирмы увеличиваются, она сталкивается как с экономией, так и с ущеобом причем как одно, так и другое являются результатом изменения масштабов производства. Технические источники ущерба нередко могут быть устранены Так, растущая авиакомпания может на первых порах приобретать самолеты все более крупных размеров. На этом пути фирму подстерегает опасность экономической неэффективности их использования. Тогда она начинает закупать все большее количество самолетов оптимального для компании размера. В прочих областях бизнеса фирмы могут избежать потенциального технического ущерба путем строительства сети предприятий оптимального размера.
Большинство наиболее важных видов ущерба имеет организационную природу. По мере роста фирма оказывается во все большей и большей зависимости от иерархических методов координации деятельности ее персонала. С ростом иерархии увеличиваются издержки передачи информации, необходимой для принятия деловых решений. Более того, стимулы к проявлению личной инициативы в больших разветвленных организационных структурах имеют тенденцию к ослаблению. Все больше и больше управленческого мастерства требуется для поддержания лояльности и должного уровня мотиваций у персонала. Растет риск того, что отделы и подразделения будут действовать, исходя из локольных групповых интересов, отличных от интересов фирмы в целом.
В некоторых сферах бизнеса фирмы могут достичь очень больших размеров прежде чем ущерб начнет превалировать над экономией. Гигантские фирмы типа «Дженерал-Моторз»,АТТ и «АйБиЭм успешно управляют иерархиями которые за редчайшим исключением по своим размерам превосходят любые правительства. Однако одно упоминание об этих корпорациях-гигантах заставляет вспомнить об их уязвимости перед лицом соперников, уступающих им по размерам, но превосходящих по агрессивности.
В отдельных сферах бизнеса преимущество имеют сравнительо мелкие фирмы. Это относится к сельскому хозяйству, сфере услуг и розничной торговле, где мелкие фирмы являются преобладающими. В ряде сфер бизнеса заключение специализированных контрактов между торговыми и промышленными предприятиями используется для сочетания экономии на масштабах производства в маркетинге и разработках преимуществами мелкосерийного производства.