Ценообразование

Купля-продажа результатов производства ("товаров”) - факт признания за ними общественной ценности. Эта цен­ность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого чиспа объективных и субъективных причин),то и цена товара находится в постоянном движении, свободное движение товарных цен и есть "рыночная экономика".

Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Но ведь каждый из них сам является результатом множества сложнейших про­цессов. Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен не требует непосредственного манилилирования ими, а опосредованного воздействия на цены, через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение.

Очевидно, однако, что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн "ускоренного" решения экономических проблем путем прямого назначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях такое управление ценами на короткий срок может быть оправданно, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования экономики недопустимо.

Эти два метода регулирования цен и различают "рыночную" и "адмистративную" экономику: первый присуще преимуществнно опосредованное воздействие на цены, второй - прямое.

Рыночная трансформация отечественной экономики означает переход от директивного ценообразования к рыночному, обеспечивающему возникновение системы равно­весных цен, как результата свободного взаимодействия спро­са и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенное столкновение двух диаметрально противоположных подходов.

Первый представлен "стоимостной" концепцией ценооб­разования, наиболее полно разработанной К.Марксом в его учении об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Суть данной концепции состоит в следу­ющем. Товар имеет "стоимость" и "цену".

Стоимость - это воплощенные в товаре общественно - полезные затраты труда, но не всякие, а только соответ­ствующие средним (данного периода) условиям, умелос­ти и интенсивности труда.А коль скоро всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно- однородными, а значит, сопоставимыми и соизмеримыми. Понятно, что при таком подходе труд, вол-лощенной в товарах, также становится качественно-однородным, тру­дом "вообще", лишенным конкретики (в экономической теории подобный труд принято называть "абстрактным").

Следовательно, отношение стоимостей различных това­ров отражает отношение представленных в каждом из них величин абстрактного труда. Эти величины и предопреде­ляют объективные пропорции обмена товарами (или купли- продажи)

Что же касается "цены" товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.

Перейти на страницу: 1 2 3