Ценообразование

Таким образом, Марксова теория усматривает в сто­имости объективную основу цены, тем самым строго раз­личая "стоимость" и "цену".

Другой подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем ва­рианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятель­ной ("внестоимостной” величиной, для определения кото­рой оценка покупателя более значима, чем затраты произ­водителя. Цена "освобождается” от стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды.

Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть "функция" полезности това­ра?

Современная экономическая теория, получив в наслед­ство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообра­зованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.

В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию, ориентирующую дейст­вия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижи­ма только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и мо­нополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам -"договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены -

подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанав­ливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учи­тывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес дого­ворных, цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные цены

в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предпри­ятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной страны)ресурсы;

Перейти на страницу: 1 2 3