Ценообразование
Таким образом, Марксова теория усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым строго различая "стоимость" и "цену".
Другой подход объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. В этом случае цена становится самостоятельной ("внестоимостной” величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена "освобождается” от стоимости, дня объяснения цены в ней нет нужды.
Таким образом, спор между рассмотренными подходами сводится к следующему: что же определяет цену товара - "предложение" (стоимость) или "спрос" (полезность)? Является ли полезность товара "функцией" его стоимости, или, напротив, стоимость есть "функция" полезности товара?
Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию, совместив в цене "объективность" (стоимость) и "субъективность" (полезность) товара.
В рыночной экономике цена выполняет три функции. Во-первых, она дает информациию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками.
Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспредепение доходов. Вот почему важнейшей, задачей регулирования рыночной экономики, является борьба с инфляцией и монополизмом.
Хотя система цен очень сложна, все цены, можно свести к трем основным видам -"договорные", "государственные" и "мировые".
Договорные цены -
подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут: быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить - равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных, цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.
Государственные цены
в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:
1) продукцию предприятий-монополистов;
2) базовые (для экономики данной страны)ресурсы;