Экономические проблемы предпринимательства и пути их решения.
В ходе начавшегося нового этапа экономической реформы в Украине особо важным становится изыскание дополнительных резервов повышения эффективности хозяйственного механизма, принятия кардинальных мер по созданию условий для выхода страны из кризисной ситуации. Поиск же наиболее приемлемых для Украины методов оздоровления экономики в первую очередь приводит к необходимости обратиться к мировому опыту решения этих проблем.
Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.
Для активизации усилий в этом направлении и более полного понимания всего комплекса имеющихся проблем прежде всего необходимо остановиться на теоретическом аспекте проблемы предпринимательства. Несмотря на большое количество работ по данной теме, до настоящего времени четкого, основанного на научной теории, однозначного определения понятия предпринимательства еще не сложилось. Существующие на сегодня концепции характеризуют предпринимательство в трех направлениях:
1) доступность различных видов ресурсов и возможность ими распоряжаться с целью получения прибыли при постоянном наличии фактора риска и неопределенности конечного результата деятельности;
2) эффективное управление и организация производственного процесса с постоянным и широким использованием нововведений;
3) особенное новаторское, творческое поведение хозяйствующего субъекта, его предприимчивость, являющаяся движущей силой экономического процесса.
Основное же условие возможности существования предпринимательства ученые и практики видят в создании конкурентной среды и предоставления экономической свободы субъекту хозяйствования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики — все более возрастающую роль малого бизнеса. Его качественными критериями являются:
- преобладание частной собственности на средства производства;
- юридическая и экономическая независимость в принятии решений;
- упрощенная система управления;
- профессиональная взаимозаменяемость работников;
- непосредственное участие собственника в управлении предприятием;
- инициативный, поисковый характер деятельности.
Нетрудно заметить, что принципы деятельности этих фирм близки характеристике предпринимательства. Действительно, практически повсеместно происходит отождествление предпринимательства с малым бизнесом, широкое использование в отечественной науке и практике термина “малое предпринимательство”.
Очевидна и причина этого явления — широкое распространение предпринимательства в сферах малого бизнеса. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению целого ряда проблем, которые не могут быть разрешены более крупными хозяйственными структурами.
Конкуренция — это основное условие, при котором работают рыночные механизмы, генерирующие ценовые сигналы, порождающие стимулы, формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество товаров и услуг.
Украине, как и другим странам с переходной экономикой, в наследство от советской государственно-монополистической системы досталась совокупность отношений между предприятиями, не совместимая с конкурентной средой. В системе, основанной на всеобщем огосударствлении собственности и сверхцентрализации, значительно преобладали крупные и крупнейшие предприятия. В бывшем СССР предприятия с численностью работающих свыше 1000 чел. производили почти 3/4 всей промышленной продукции, концентрировали 80% основных промышленно-производственных фондов, потребляли более 90% всей электроэнергии. Такой уровень концентрации был адекватен планово-директивной системе, теория и практика которой исходила из представления об экономике как едином комплексе. Малым количеством крупных предприятий удобно управлять, устанавливать им плановые задания и нормативы, распределять между ними ресурсы, назначать и смещать руководителей и т.д.