Франшизная плата как элемент сотрудничества
Одним из основных условий, определяющих бизнес франчайзинга, является отчисление владельцу торговой марки. Почему люди готовы платить за пользование именем или торговой маркой? Только потому, что они хорошо известны клиентам и тем самым гарантируют устойчивый сбыт продукции или услуг, а также потому, что с известным названием приходит соответствующий имидж, к которому приобщается начинающий бизнесмен.
Франчайзи решает купить франчайзинг для того, чтобы получить преимущества от уже апробированной концепции, существующей торговой марки. Именно за эти преимущества франчайзи и будет делиться частью прибыли.
В зарубежной практике не существует законов, которые требовали бы, чтобы франчайзинг предоставлялся какой–то определенной личности. У франчайзера есть лишь свобода выбора тех франчайзи, которые, по его мнению, будут наилучшим образом содействовать усилению системы франчайзинга. Однако, например, отказ предоставить франчайзинг квалифицированному франчайзи в США будет нарушением действующего там антитрестовского законодательства при условии, что отказ—групповой бойкот или сговор. В отличие от американского опыта в условиях российского складывающегося рынка отсутствует специальное законодательство по франчайзингу, и ведение дел по этой системе должно согласовываться с действующим законодательством Российской Федерации по предпринимательству. И во многом бизнес будет вестись опыте бизнесменов, умеющих оценить ситуацию, людей, которые могут быть возможными партнерами, способными предвидеть различные последствия принятых решений и подготовиться к ним. Остановимся здесь на главном экономическом вопросе—размере платы за пользование франшизой.
Чтобы решить этот вопрос, необходимо произвести вначале предварительный финансовый анализ потенциального предприятия франчайзи. Этот анализ должен показать, что франчайзи будет иметь приемлемый доход на свои вложения после оплаты текущих расходов, долгов, выплат франчайзеру.
Анализ возможного потенциала успеха бизнеса на базе франчайзинга будет намного проще, если существует прототип аналогичной работы, дающей хорошие результаты. Если этого нет, то осуществляя анализ, придется делать ряд предположений. Другими словами, два–три года реального опыта работы прототипа в сто раз ценнее для проведения анализа, чем десять страниц предположений о том, что может сделать франчайзи. Конечно, отсутствие прототипа не исключает анализа, но он становится более трудным, а его результаты—менее надежными.
Финансовый анализ должен основываться на знаниях организационной и технической сторон бизнеса во всех аспектах.
В любом случае в анализе бизнеса потенционального (теоретического) франчайзи должно быть учтено следующее: оценка влияния на возможный доход различных доходов обязанных с изменением в архитектуре и интерьере помещения, его оборудования и т.д., то есть с капитальными вложениями при содержании франчайзинговой сети;
- решение организационных вопросов
- анализ существующих месторасположений предприятия, предлагаемых франчайзи: являются ли они оптимальными на сегодняшний день.
Для предприятия торговли также придется узнать, каковы типы товаров и цена на них. Необходимо провести анализ персонала, рекламы и затрат на нее, методов работы существующих конкурентов; предлагаемые размеры выплат, которые должен будет делать франчайзи для поддержания системы франчайзинга в целом.
На заключительном этапе придется произвести расчет теоретического баланса доходов и расходов, учитывая в качестве расходных статей отмеченные выше предполагаемые выплаты, а также другие, исходя из реальных условий бизнеса и деятельности франчайзи. Например, при этом расчете нужно знать заранее, будет ли франчайзи работать и управлять подразделением сам или же будет нанимать управляющего. В последнем случае следует учесть дополнительные расходы, связанные с этим фактором.
Аналогично обстоит дело с работой юриста, бухгалтерии, аудитора.
Таким образом, проведенный анализ будет лучше отражать истинную отдачу от вложенного франчайзи капитала.
Предлагаемые размеры выплат, которые должен делать франчайзи для поддержания системы франчайзинга, необходимо сопоставить также с возможностями франчайзера создать и развивать свою систему.
Далее следует переключить внимание финансового анализа на франчайзера и осуществить анализ, который уже проделали на первом этапе, имея в виду предприятия теоретического франчайзи.