Франшизная плата как элемент сотрудничества
Для этого составляется баланс доходов и расход для собственной системы франчайзинга с целью выяснения размера требующегося капитала.
Принципиальный момент такого анализа—определение размера выплат за франчайзинг. Предварительная оценка системы франчайзинга будет, вероятно, уточнена позднее при подготовке бизнесплана. Но так как ожидаемые результаты основаны на предположительном плане, то необходим «предварительный просмотр», чтобы оправдать решение, осуществлять ли франчайзинговое распределение товаров или услуг.
Нижеследующий план — это только один из путей анализа первоначальных капиталовложений в предлагаемую систему франчайзинга. Как и при расчете предполагаемых доходов и расходов для франчайзи, производится аналогичный расчет для франчайзера.
В состав предполагаемых доходов необходимо включить:
·плату за франчайзинг (первоначальный взнос за работу в системе);
·выплаты франчайзи (роялти — регулярные платежи в доле от прибыли);
·реализацию товаров (если есть);
·плату за аренду (если есть),
·прочие статьи доходов (бухгалтерские, компьютерные, консалтинговые, рекламные и другие услуги, если они оказываются по франшизному соглашению).
Необходимо оценить и предполагаемые расходы франчайзера, которые включают в себя (примерный перечень):
возврат выплат (первоначальных взносов) за франчайзинг (возможно, будут непредвиденные случаи по контрактам на ранних этапах развития системы, когда франчайзи потребуют возврата средств. По оценкам зарубежных экспертов 10% от полученных сумм будет реальной цифрой),
рекламу франчайзинга;
расходы по подготовке юридических документов, регистрации торговой марки и т. д;
Анализ франчайзинга позволит определить, через какой период времени (дней, месяцев, лет) будет достигнута точка безубыточности, самоокупаемости при различном соотношении проданных франшиз. Только после проведения предварительного анализа предполагаемых доходов и расходов франчайзи и франчайзера может сложиться оптимальный размер платы за франшизу, который поставит в выгодные условия работы обе сотрудничающие стороны.
Далее необходимо определить, в каком виде установить плату за франшизу.
Назначив слишком высокую цену, франчайзер рискует потерять свой бизнес из–за ограничения или полного отсутствия претендентов на место франчайзи в своем бизнесе. Назначив слишком низкую цену, франчайзер не оставляет средств для покрытия затрат по франчайзингу и в результате окажется в преддверии неминуемого краха в ближайшее время. Для России эта ситуация усугубляется инфляционными процессами в экономике.
Поэтому еще раз следует напомнить о важности получения предварительных оценок финансовых результатов предполагаемых предприятий в системе франчайзер — франчайзи.
Единых рецептов, определяющих вид взимаемой франшизой платы, нет. Плата за право продавать продукцию или услуги может взиматься с франчайзи в форме либо вступительного взноса, либо регулярных выплат (роялти), либо сочетанием первых двух видов. Встречаются случаи, когда плата за франшизу включает не только указанные выше расходы, но и плату за рекламу, аренду, обучение и др.
При решении этого вопроса следует разобраться, какие по экономическому характеру расходы необходимо компенсировать в полученной плате на франшизу.
Все расходы по их роли в экономике делятся на:
·капитальные вложения (строительство, оборудование, реконструкция предприятия, приобретение для него дорогостоящего инвентаря, транспорта и другие);
·приобретение нематериальных активов (организационные расходы по открытию нового предприятия, приобретение лицензии и другие);
·единовременные производственные расходы (подписка, реклама, обучение и т. д.);
·текущие производственные расходы (издержки обращения: зарплата с начислениями, износ, текущая аренда за отчетный период, расход материалов, оплата услуг и другие);
·единовременные и текущие расходы, относимые за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Закупку первоначального оборудования можно оформить как вступительный взнос. Во вступительный взнос можно включить также единовременные расходы. Покрытие текущих предполагаемых расходов нужно предусмотреть в форме платежей (роялти), уровень которых может пересматриваться ежегодно. Таким образом вступительный взнос можно определить на основе предварительных оценок. В то же время нужно учитывать, что одним из критериев в определении величины вступительного взноса является конкуренция. Естественно, вы нельзя назначить плату за франшизу выше, чем другие франчайзеры в этой же отрасли берут в качестве вступительного взноса. Не имея еще свидетельств своей хорошей работы, франчайзеру чрезвычайно рискованно устанавливать вступительный взнос выше или равный тому, который устанавливают фирмы с устоявшейся положительной репутацией в этой области.