Модель усвоения базы знаний по теме «Общие положения предъявляемые к ФО»
1. Общие формы.
2. Специальные формы.
Все формы, как правило, определяются следующими правилами:
- составом тех, кто учится;
- местом и временем проведения занятий;
- содержанием обучения;
- характером учебно-познавательной деятельности учащихся;
- способами управления обучаемыми со стороны учителей.
К общим формам организации обучения относятся:
1. Индивидуальное обучение, которое предполагает выполнение учеником учебного задания самостоятельно, на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими учениками, используя помощь учителя.
2. Коллективное (фронтальное) обучение, которое предполагает одновременное выполнение всеми учениками одного и того же задания под руководством учителя.
3. Групповое обучение - способ организации учебных занятий, при котором ставится определенное задание для группы учеников. Различают такие формы группового обучения: бригадная, звеньевая, парная.
К специальным формам организации относятся: лекции, урок, практические работы, домашние задания, учебные экскурсии, предметные кружки, факультатив, практикумы, лабораторные работы, учебные конференции, дискуссии, диспуты, дополнительные занятия, консультации, конкурсы, олимпиады.
Метод - мать памяти.
Томас Фуллер.
Эта цитата говорит сама за себя. Как известно, обучение представляет собой разнообразную деятельность преподавателя и учащихся, направленную на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развития их умственных способностей, способов мышления, а также воспитанием. Вся деятельность преподавателя и учащихся осуществляется теми или иными методами. Методы обычно определяет, как способы работы учителя, при помощи которых достигается приобретение учащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются способности.
Все существующие группы методов обучения можно условно разделить на 5 групп:
1. Методы устного изложения знания преподавателем и активизацией познавательной деятельности учащихся. К этим методам относятся: рассказ, иллюстрация, объяснение, демонстрация.
2. Методы закрепления материала: беседа и работа с учебным пособием.
3. Методы самостоятельной работы по освоению нового материала: лабораторные и практические работы, работа с литературой.
4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: письменные и практические упражнения.
5. Методы проверки и оценки, повседневное наблюдение за работой учащихся: опрос, выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашнего задания.
М. М. Скаткин и И. Я. Лернер [23] предлагают другую классификацию методов - на основе характеров познавательной деятельности учащихся:
1. Пояснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемное преподавание.
4. Частично-поисковый.
5. Исследовательский.
Ю. К. Бабанский принимая к сведению разработанные классификации, выделяет три основные группы методов [29] :
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
2. Методы стимулирования и мотивации.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
Из всех вышеперечисленных организационных форм обучения мы выбираем урок.
Урок - это такая организационная форма учебной работы в учебном заведении, при которой преподаватель, в границах точно установленного времени с постоянным составом учеников с одинаковым образованием, с твердым расписанием, решает определенные учебно-воспитательные задания. Наиболее широко признана такая классификация уроков на различные типы:
1. Уроки изучения новых знаний.
2. Комбинированные уроки.
3. Практические уроки.
4. Уроки повторения и обобщения знаний, умений и навыков.
5. Контрольно-учетные уроки.
Для проведения нашего занятия мы возьмем комбинированный урок. Он будет спаренным - два урока по 45 минут. Структура комбинированного урока следующая:
1. Организация урока.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала.
4. Мотивация учебной деятельности.
5. Изложение нового материала.
6. Закрепление знаний учащихся.
7. Домашнее задание.
Основная цель организационной части урока - организовать рабочую обстановку в самом начале урока и создать рабочую дисциплину учащихся.
Структурный элемент комбинированного урока - проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала, представляет собой контроль знаний учащихся по материалам предыдущего занятия. Он проводится с целью закрепления и углубления знаний всех учащихся классов, выяснения и уточнения непонятных вопросов пройденного. Главной задачей является приучение учащихся к систематическому учебному труду. В нашем случае ученикам была прочитана только первая лекция, которая объяснила основные понятия ФО. Из всех имеющихся методов контроля мы выбираем метод уплотненного опроса. Сущность его заключается в проведении преподавателем одновременно устного опроса и выполнения заданий отдельными учащимися на местах, либо у доски. Устный опрос чаще всего проводится в техникумах методом беседы. Беседа дает возможность основательно проверить знания учащихся, уяснить сильные и слабые стороны в их знаниях, исправить неправильно усвоенные понятия, привлечь к этой работе класс. Для опроса на местах мы используем метод тестовой проверки. Тестовые задания разрабатываются с целью формирования навыков, относительно наиэффективнейшего контроля качества усвоения учебного материала. Тесты будут выполнять четыре ученика, которые будут отвечать на них на первых партах нашей аудитории, для избежания подсказок от соседей на местах.