Основные причины конфликтов в сфере деловых взаимоотношений
20. личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд);
21. групповые системы верований и поведения;
22. общие нормативные ценности;
23. профессиональные ценности и нужды;
24. идеология, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям;
25. религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей;
26. традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания;
27. представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом;
28. терпимость в отношении ценностей;
29. восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях;
30. способы и методы оценки уместности, эффективности, "справедливости", "практичности", "реалистичности";
31. отношение к прогрессу и переменам, к сохранению старого, к "статусу кво";
32. Этические аспекты ситуации.
4. Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия или его отсутствием между двумя или более сторонами. Здесь следует обратить внимание на следующие аспекты:
33. основа отношений (добровольные, принудительные);
34. сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
35. что ожидается от взаимоотношений?;
36. важность взаимоотношений;
37. ценность отношения для себя и для других;
38. длительность отношений;
39. совместимость сторон в смысле ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личной сочетаемости;
40. вклад сторон в отношение (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);
41. баланс силы в отношениях;
42. различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;
43. история отношений;
44. обещание, данное открыто или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще невыполненное;
45. уровни доверия и авторитетности;
46. негативный осадок от прошлых конфликтов;
47. ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны и их давление на отношения сторон.
4. Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. В отношении конфликта наиболее интересным является поведение, которое:
48. задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;
49. угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
50. постоянно (или часто) отвлекает нас, (вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку);
51. кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;
52. непредсказуемо, безответственно, эксплуатирует отношения;
53. насильственно и вызывает страх;
54. не оправдывает положительных ожиданий;
55. эгоистично; нарушает обещание, неуместно, грубо, преувеличенно;
56. является результатом конфликтов в прошлом и потому, возможно, неподходящим для данной ситуации.
Необходимо подчеркнуть, что такая подробная классификация причин и форм конфликта обусловлена серьезностью подхода в настоящее время к проблеме профилактики и предотвращения деструктивных последствий конфликта в сфере деловых взаимоотношений.
Признавая тот факт, что в основе современной экономической теории лежат два противоположных принципа ("потребности общества безграничны и неутолимы", а "возможности ограниченны"), являющиеся основополагающими для рыночной экономики, можно с уверенность сказать о необходимости конфликта в деловых взаимоотношениях. Более того, ограниченность возможностей, то есть недостижимость или "аппроксиматичность" желаемого потребления является следствием "неутолимости" потребностей общества, создавая вместе с этим понятием некое подобие философской категории "единства и борьбы противоположностей".
Принимая во внимание то, что причины конфликта имеют свое продолжение в следствиях, которые в свою очередь могут представлять из себя, пять основных видов поведения, как в самом конфликте, так и при его разрешении, можно представить такую классификацию этих видов и их основные характеристики:
1. Избегание - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании наличия конфликта. Имеется множество причин, по которым одна из сторон будет избегать конфликт. Многие из причин избегания конфликта применимы к активному и пассивному "приспособлению", намеренному желанию умиротворить противника или просто "сдаться".