Лидерство в организации. Теория лидерских качеств. Концепция лидерского поведения.
Лидерство
- это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Существует три основных подхода к пониманию сути лидерства: подход с позиции личных качеств;поведенческий подход;ситуационный подход.1-сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства. 2-создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения.Эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.3-кроме личных качеств руководителя и его поведением учитываются еще и дополнительные факторы, которые могут играть решающую роль в эффективности руководства. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителей информацию.ТЕОРИЯ Х И ТЕОРИЯ
Y.Дуглас Марк Грегор выделил две группы предложений относительно того, почему люди работают.Теория Х - автократичное руководство.
Большинству людей внутренне присуще неприятие работы, и они будут избегать ее, если смогут. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, желает избегать ответственности, имеет мало амбиций, нуждается прежде всего в чувстве безопасности и уверенности в будущем.Менеджеры, разделяющие теорию
Y
- демократичное руководство,
полагают следующее:Затраты физических и умственных усилий в процессе работы являются такими же естественными, как игра и отдых.Внешний контроль и угроза наказания не являются исключительными средствами, вызывающими усилия для выполнения целей организации.Люди будут осуществлять саморуководство и самоконтроль в процессе обслуживания целей, которые им поручили выполнить.Средний человек учится при соответствующих условиях не только принимать, но и добиваться принятия на себя ответственности.В соответствии с точкой зрения Мак Грегора, в современном мире «теория Y»
более предпочтительна для стиля руководства, чем «теория Х».ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕВИНА.Объектом изучения были 10-летние мальчики-разделены на несколько групп и распределены по различным клубам; во главе каждого стоял взрослый, исповедывавший автократичный, демократичный и либеральный (попустительский) стили руководства. Либеральный руководитель дает подчиненным почти полную свободу в определении своих целей и контроле за собственной работой. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномлчий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать собственные решения.Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичноеНо:низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая к руководителю и другим членам группы. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.Исследования Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.ЧЕТЫРЕ СИСТЕМЫ ЛАЙКЕРТА-делит руководителей на тех, кто ориентирован на работу и тех, кто ориентирован на человека. Руководитель, ориентированный на работу, заботится о том, чтобы спроектировать задачу на максимальную производительность и разработать систему вознагараждений для стимулирования желания работать усерднее. Руководитель, ориентированный на человека, старается оказывать влияние на путем улучшения человеческих отношений.Лайкерт приводит четыре системы руководства:1. характерна для авторитарного руководителя, который ставит цели и ожидает от людей их исполнения без всяких вопросов. Неудача в достижении целей ведет к наказанию.1. является формой благожелательного патернализма, когда с подчиненными обращаются как с детьми. Им дают обещания и их вознаграждают, если они добиваются успеха (кретерии устанавливаются руководителем), их ругают или наказывают, если они терпят неудачу.3.выступает в форме консультативного менеджмента, при которой руководители все же устанавливают цели, но существуют значительные возможности для обсуждения того, как приступать к их осуществлению, подчиненным предоставляется свобода для принятия собственных решений относительно средств, которые они выберут. Особое значение уделяется вознаграждениям, а не наказаниям.4.управление, предполагающее участие подчиненных, оно включает всю рабочую группу в прцесс принятия решений так, чтобы их идеи могли быть учтены. Моральное вознаграждение - участие, достижение, признание - рассматривается равным по степени важности с финансовым вознаграждением. Существующая высокая мотивация для достижения целей является следствием открытых и доверительных отношений между начальником и подчиненными.Лайкерт отдает предпочтение форме управления с участием подчиненных, как самой действенной и эффективной. Р. Столдилл выделил пять главных качеств, которыми должен обладать лидер