Лидерство в организации. Теория лидерских качеств. Концепция лидерского поведения.
: 1-Ум или интеллектуальные способности 2-Господство или преобладание над другими 3-Уверенность в себе 4-Активность и энергичность 5-Знание дела. Далее исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. все качества лидера можно разделить на личные (относящиеся только к нему) и межличностные (особенности его общения с людьми).В личностных качествах три группы .1-постоянные признаки.( желание достичь результата и целеустремленность, уверенность, дальновидность, проницательность, энергичность, работоспособность, интуицию и творческий потенциал).2- поведение лидера в сложившейся ситуации.(решительность, способность рисковать, контроль над собой, реализм, устойчивость в ситуации неопределенности, независимость и достаточная доля авантюризма, способность к разработке нескольких проблем одновременно и терпение). Теперь рассмотрим подробнее каждую из характеристик. Решительность- это умение пользоваться случаем. Умение рисковать связано со способностью предвидеть и просчитывать возможные варианты. Устойчивость в ситуации неопределенности- это одно из главных качеств лидера. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, способов мышления и процессов. Межличностные качества лидера распространяются на отношения внутри своей компании и отношения с внешней средой, то есть вне компании. Признаки лидера при общении внутри компании можно поделить на душевные качества и профессиональные способности. К первым относятся способность к сочувствию сензитивность и восприимчивость. Важным качеством удачливого руководителя является заинтересованность в росте организации. Он ответственно относится, например, к охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силу и энергию для улучшения жизни людей и развития общества. Концепции лидерского поведения. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к лидеру. В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический). Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.