Классификация стилей
Средние и четыре крайних позиции описывают как:
1.1
– Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволить избежать увольнения.
1.9
– Дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших, тёплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1
– Авторитет-подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчинённых.
5.5
– Организация. Руководитель достигает примерного качества выполнения заданий. Находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9.9
– Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчинённым и эффективности, руководитель добивается того, что подчинённые приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было поведение руководителя в позиции 9.9 Такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчинённым и такое же внимание к производительности.
Рассмотренные концепции ещё раз свидетельствуют, что руководителями становятся, а не рождаются. Поведение руководителя может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определённые управленческие навыки и умения.
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного руководства, побудили учёных к разработке новых подходов к изучению стиля управления. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия.
Ситуационный подход – предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.
Разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные полномочия. Это – объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.
В таблице ниже показаны отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.
Таблица 3. Отношения между руководителем и членами коллектива
Ситуативные компоненты |
Стиль руководства, связанный с эффективностью | |||
Условие |
Взаимоотношения руководитель-подчиненный |
Структура задания |
Должностные полномочия | |
1. |
Хорошие |
Высокая |
Сильные |
Директивный |
2. |
Хорошие |
Высокая |
Слабые |
Директивный |
3. |
Хорошие |
Низкая |
Сильные |
Директивный |
4. |
Хорошие |
Низкая |
Слабые |
Рекомендующий |
5. |
Плохие |
Высокая |
Сильные |
Рекомендующий |
6. |
Плохие |
Высокая |
Слабые |
Рекомендующий |
7. |
Плохие |
Низкая |
Сильные |
Рекомендующий |
Директивный | ||||
8. |
Плохие |
Низкая |
Слабые |
Директивный |