Факторы, симптомы и причины возникновения кризисов в организации.

Очень важными в решении проблем управления являются следую­щие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в кото­рой функционирует рассматриваемая организация.

Практика показывает, что кризисы отражают собственные рит­мы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадаю­щие с ритмами общественного развития или развития других орга­низаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и ус­ловия его осуществления, при этом она подчиняется законо­мерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов эко­номики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кри­зисного развития.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной организации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида собственности организа­ции, вида ее деятельности и от экономического и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внут­ренних и внешних факторов. Так, при возникновении системного кри­зиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил со­противляются кризисным явлениям, третьи находят разные возмож­ности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

Это может объясняться многими причинами, среди которых есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышен­ная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со сче­тов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.

Однако возможно и такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке орга­низация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, ско­рее всего, могут быть внутренние факторы развития – такие, как старение технологии, неэффективная организация работы, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, неудачный маркетинг и другие.

Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы ан­тикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тен­денциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эф­фективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности про­изводства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относи­тельно наступления кризиса.

При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски из­менений), и относительно их значений в последовательные промежут­ки времени.

Симптомом кризисного развития может быть, например, несо­ответствие показателей закономерным соотношениям, либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Од­нако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приво­дят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.

Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины симптомы факторы.

Перейти на страницу: 1 2