Шпоры для госов по ВИБу 2007 год
2.13. Условия и факторы качества управленческих решений. Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. Существует показатель косвенно оценивающий качество принятых УР ч/з кол-во выполненных решений: Кк = (Рв – Рн / Рп )*100, где Кк - коэффициент качества управленческих решений; Рп - количество принятых управленческих решений; Рв - количество выполненных управленческих решений; Рн - количество выполненных некачественных решений. Условия качества УР: 1.знание реальных тенденций развития управляемого объекта; 2.владение методами использования складывающихся тенденций в деят-ти орг-ции; 3.ориентация в системе развития эк-ки страны в целом; 4.определение задач вытекающих из этой системы для управляемого объекта; 5.четкое представление о состоянии объекта, внешней среды, тенденциях их развития; 6.владение набором методов перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемого и придание ему необходимых направлений развития; 7.умение своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку и новые задачи выдвигаемые рынком эк-ой политики гос-ва. 8.структуризация проблемы и построение дерева целей. Для соблюдения указанных условий руководитель должен располагать информацией, которая поступает от разных источников - внутренних и внешних, приобретается в ходе обучения и переподготовки, накопления опыта. Однако и при хорошо организованном информационном обеспечении принимаются как правильные, так и ошибочные решения. Повышению их качества способствует предварительное продумывание следующих организационных вопросов: 1) где и кто принимает решение; 2) типы принимаемых решений на различных уровнях; 3) время, необходимое для принятия решений после получения информации; 4) система оформления и передачи решения; 5) система контроля исполнения принятых решений и проверка их фактической эффективности. Кто и где должен принимать решения, зависит от существующих прерогатив отдельных подразделений в аппарате управления. Общим правилом при этом является то, что решение должно приниматься в том звене управления, в компетенцию которого входит данный круг вопросов (его выполнение). Факторов, влияющих на качественный уровень УР м/б множество. Их можно условно разделить на две группы: 1)ситуационного хар-ра, связаны с осознанием проблемы, альтернатив её решения и их последствий. К данной группе относятся изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления и т.д. 2)поведенческого хар-ра в процессе разработки решений: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск лиц разрабатывающих и принимающих решения. Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующим принятию решений и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя и его сотрудников в ходе разработки УР. | 2.12. Типология управленческих решений УР – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обосвоения и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Комплексные проблемы следует формализовать, т.е. количественно определить разницу м/д фактическими и желаемыми состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для её решения дерева целей. Разработка эффект-х решений важнейшая составляющая процесса управления организацией. Изменения внутренней и внешней среды порождают необходимость принятия разнообразных УР. Основными факторами, оказывающими влияние на орг-цию и функционирование системы яв-ся технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют 2 группы задач, требующих решения: функциональные, ситуационные. Функциональные обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников и носят в основном стандартный характер. Ситуационные появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в орг-ции, либо под влиянием перечисленных факторов. В литературе выделяют самые разнообразные признаки решений. Рассмотрим одну из классификаций: 1.По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". 2.По юридическому оформлению решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей. Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции. 3.По субъекту, принимающему решения, выделяются решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.). 4.По степени уникальности решения делятся на рутинные и новаторские. 5.По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, быта, знаний ЛПР. 6.По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме. 7.По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие. Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность. Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных. Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы. 8.По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные. Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия. Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др. Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д. Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ. Учитывая, что любое УР строится на предварительном прогнозировании, решения различают также по периодам действия: перспективные (определяются в общих чертах, они задают направления для реализации определённой цели), оперативные (предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий). В зависимости от трудности решаемой проблемы для снижения риска ошибки использую 4 уровня принятия решений; каждому соответствует свой тип решения: - РУТИННЫЙ ТИП: не требует творческого подхода, т.к. по типичным, часто повторяющимся ситуациям, на практике уже выработана программа поведения. Такие однотипные ситуации характерны для малых предприятий. - СЕЛЕКТИВНЫЙ ТИП: требует ключевых навыков(установление целей, анализ информации), инициативы(в пределах дозволенного). Результативность решения зависит от способности менеджера выбрать самое экономичное и эффективное среди альтернативных возможностей(кадры, ресурсы, качество и т.д.). - АДАПТАЦИОННЫЙ ТИП: менеджер вырабатывает совершенно новое творческое решение(новую рекламу, новые пути сбыта и реализации продукции и т.д.). - ИННВАЦИОННЫЙ ТИП: предполагает творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие(например, при создании новой технологии, новой отрасли науки). Кроме того, если организация попадает в кризисную ситуацию, проводится решение об анализе рисков. Все типы решения могут быть: индивидуальные(осуществляемые руководителем без взаимодействия с другими членами организации) и коллегиальные(с привлечение других членов организации). ПУР – это результат анализа, прогнозирования и выбора альтернативы. |
Принципы управления персоналом. Принципы - устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно многообразны и носят многоуровневый характер: - общие (научность, плановость, системность, непрерывность, экономичность, ответственность, заинтересованность, сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении) частные (индивидуальная работа с кадрами, демонстративная работа с кадрами, информативность в кадровой работе) - специальные - отдельные В числе основных принципов следует охарактеризовать: эффективность, перспективность, комплексность, оперативность, научность, плановость, коллегиальность и др. - необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития фирмы: · при расширенн производства необходима установка нового оборудования, а значит необходим набор новых работников. · При увеличении выпуска продукции – тоже самое. - соотношения издержек на работу с персоналом с экономическими показателями фирмы: · при наборе персонала увеличивается з/плата, что и отражается на экономических показателях. В числе основных принципов следует охарактеризовать: - эффективность – при минимуме издержек – максимум доход - комплексность – совокупность производственных составляющих в единое целое. - Оперативность – умение быстро принимать решения - Плановость – конкретная форма реализации управления на организации - Коллегиальность – обсуждение и решение вопросов группами | 1.10. Организационные структуры управления. В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношения между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления – управляемой системы. Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации. Под производственной структурой понимаются состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства. Произ. структ. Подразделяется: а) по видам структуры – технологическая, предметная, смешанная; б) по типу производства – массовое, серийное, единичное. изделий. Различают следующие типы орг. струк.: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, проблемно-целевое управление, отделенческая. Лиин. струк. управ: Во главе каждого произ-го или уравл-го подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Принцип единоначалия предполагает, что подчин. выполняют распоряжения только одного руководителя. Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в подготовке управлен. решений, контроле за их выполнении, но сами указания или инструкции управляемому объекту они не дают. Преимущества: единство и чёткость распорядительства, согласованность действий исполнителя, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, оперативность в принятии решения, личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. Недостатки: высокие требования к руководителю, большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчинёнными, вышестоящими и смежными организациями. Функциональная: Предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Функц-ая организация существует наряду с линейной, что создаёт двойное подчинение для исполнителей. Решение оп общим вопросам принимаются коллегиально. Функц-ые подразделения получают право давать указания и распоряжения ниже стоящим подразделениям. Функ-ая струк-а произ-а нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Преимущества: высокая компетентность специалистов, расширение возможностей линей-ых рук-ей по оперативному управ-ию произ-ом. Недостатки: трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функц-им службами, длительность процедуры принятия решения, иерархия в структуре взаимоотношений, отсутствие взаимопонимания между работниками разных отделов, снижение ответственности руко-ей за работу, дублирование и несогласование указаний и распоряжений, нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства. Линейно–функциональная: Первому руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке решений, помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Роль функ-ых подраз-ий зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмы, они осуществляют всю техническую подготовку производства. В лин-но функ-ых струк-ах управ-ия можно отметить следующие слабые стороны: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне между производственными отделениями, чрезмерно развитая система взаимодействия по- вертикале, а именно подчинение по иерархии управления. В 21. веке всё шире используются дивизиональные, продуктовые и матричные структуры управления. Матричные: Это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создаётся путём совмещения линейной и прогрмно-целевой структуры. Для обеспечения работы в рамках мат-ой струк-ы требуется провести изменения в произ-ой струк-ре: создать в материнской компании специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы. Преимущества: значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата, разделение функций управления между руководителями, вовлечение в работу специалистов всех уровней, сокращение нагрузок на руководителей высшего уровня путём передачи полномочий, гибкость и манёвренность ресурсами при выполнении нескольких задач, усиление личной ответственности руководителей за программу в целом и за её элементы и др. |
1.17. Формальные и неформальные группы. Группа - два или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, где каждое лицо влияет на другое и испытывает на себе его влияние. Различают формальные и неформальные группы. Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства. - группа руководителей состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (президент и вице-президенты) - рабочая группа (сотрудники, выполняющие одно задание) комитет (группа внутри организации, которой даны полномочия для выполнения какого-либо задания: постоянные и специальные) Неформальная группа - спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно выступают во взаимодействии для достижения определенной цели. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами, устанавливая определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. Обычно возглавляет неформальный лидер, который помогает группе в достижении ее целей. Главенствующую роль в орг-ции при создании рабочих мест играют раб.группы, кот. дилегируются полномочия по проектированию раб мест и созданию подразделений. Для группировки рабочих мест предлагается орг-ции создать подразделения, кот. будут формализованы в группы осущ-щие мероприятия по развитию орг-ции. Формальная группа внутри орг-ции определена приказом и перед ней ставятся цели соотв-ие направлению деят-ти орг-ции. Ф.г. имеет в своем составе 1 рук-ля отвечающего за расстановку мест в группе, постановку задач, и рез-ты; 2 Работники кот тоже м.б. рук-лями, но отвечающие за более специализированные участки работы; 3 Работники непосредственно осущ-щие предписание или работу. Для нормальной работы группы рук-ль д. иметь в подчинекнии не более 7 чел, тогда группа оперативно решает вопросы и в ней почти нет конфликтов. Неформальная гр. – спонтанно образованная группа людей вступающая в регулярное в/действ. Для достижения опред-х целей. Как и у Ф.Г. эти цели явл. причиной существования группы. Осн хар-ки неф.г.: 1 соц. к-ль за деят-тью Ф.Г. (связан с установлением опред-х норм группой и чтобы быть принятым в нее необходимо соблюдать эти нормы); 2 сопротивление переменам (Н.Г. возникают сразу как только в орг-ции наступают перемены, они боятся угрозы потери своего положения ); 3 появление неф. лидера кот выполняет две ф-ции а) помогает достичь цель неф.группе б) сам досгает поставленной цели. Если цели группы совпадают с целями, то произв-во эфф-но и даже возникновение неф.г. не снижает производительности. | 1.13. Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда. Среди наиболее известных таких теорий мотивации первое место занимает иерархия потребностей, разработанных Абрахамом Маслоу в соответствии с которой все потребности человека разделены на пять групп: § Физиологические потребности – необходимые для выживания; § Потребности в безопасности и уверенности в будущем; § Социальные потребности – есть потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу (группе людей); § Потребности в уважении, признании; § Потребности в самоуважении. Содержательные теории мотивации. В основе которых лежат потребности людей. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: - теория потребностей Маслоу; - теория существования, связи и роста Альдерфера; - теория приобретенных потребностей Макклеланда; - теория двух факторов Герцберга. Теория потребностей Маслоу. В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей. Теория Маслоу – одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. Теория двух факторов Герцберга. Во второй половине 50-х гг. Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях. Возглавляемая им группа исследователей попросила 200 инженеров и конторских служащих одой крупной лакокрасочной фирмы ответить на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя плохо?» Согласно выводам Гецберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «факторами условий труда» и «мотивирующими факторами». Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация – с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточном проявлении факторов условий труда у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличии от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. |
1.14. Процессуальные теории мотивации. С помощью содержательных моделей делаются попытки определить, что мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность или рост); Процессуальные теории рассматривают мотивацию в другом плане, в них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как вырабатывает конкретный вид поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий Врума, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Мотивационная теория ожидания Врума Первым сформулировал теорию ожидания применительно к трудовой мотивации Виктор Врум. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: - руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; - сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; - сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; - сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности. Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Модель Врума выстроена вокруг таких понятий, как валентность, значимость (инструментальность) и ожидание, поэтому теорию обычно называют VIЕ-теория под понятием валентность Врум понимает устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Валентность будет положительной, если человек из двух вариантов — «добиваться результата» или «не добиваться» — отдает предпочтение первому. Другая важная переменная мотивационного процесса у Врума — это ожидание. Ожидание определяет связь между усилиями и результатами первого уровня, тогда как инструментальность связывает результаты первого и второго уровней. Теория Врума отличается от содержательных теорий тем, что она не пытается объяснить, что такое содержание мотивации и в чем состоят индивидуальные различия. Хотя модель Врума и не вносит непосредственного вклада в методы мотивации персонала, она представляет определенную ценность для понимания организационного поведения. Эта теория помогает прояснить взаимосвязь личных целей и целей организации. Модель Портера-Лоулера Следующим шагом в исследованиях мотивации явилась модель мотивации Портера- Лоулера, построенная на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Эта теория вводит понятие соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. В содержательных теориях безоговорочно принимается, что удовлетворенность ведет к улучшению работы, а неудовлетворенность снижает исполнительность. Л.Портер и Э.Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. В модели Портера—Лоулера более важным считается то, что следует за выполнением работы. Степень удовлетворенности будут определять само поощрение и его восприятие Другими словами, модель Портера—Лоулера предполагает, и это ее самое существенное отличие от традиционного понимания, что выполнение работы ведет к удовлетворенности. Хотя модель Портера—Лоулера более, нежели модель Врума, ориентирована на практическое использование, она все же не способна ликвидировать существующий отрыв теории от управленческой практики. Теория справедливости Адамса Теория справедливости существует почти столько же, что и мотивационная теория ожидания. Разработку теории справедливости как теории трудовой мотивации обычно приписывают Дж. Стейси Адамсу. Главным постулатом этой теории является то, что основную роль в выполнении* работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе. Адаме описывает, как возникает такого рода мотивация. Несправедливость возникает в ситуации, когда человек чувствует, что отношение отдачи, которую он получает, к его вкладу в выполнение работы оказывается не равным соответствующему соотношению у других работников. Справедливость возникает в ситуации, когда оценка трудового вклада и полученной отдачи в отношении себя и других людей основана на субъективных представлениях человека. Возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно он трудится, — вот некоторые переменные, которые человек воспринимает как вклад в выполнение работы. Полученная отдача заключается, главным образом, в различных видах поощрений, таких, как денежные выплаты, повышение по службе, степень внутренней заинтересованности самой работой. В сущности, это отношение основано на восприятии работником того, что он дает (вклад) и получает (отдача), по сравнению с тем, что соответственно отдает и получает другой человек. Если представление о собственном отношении «вклад — отдача» не соответствует представлению о том же отношении у других, человек будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедливость. Эта «жажда» восстановить справедливость используется как объяснение трудовой мотивации. Сила такого рода мотивации находится в прямой зависимости от ощущения существующей несправедливости. | 1.51. Лидерство в организации. - Лидер организации - индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных. Не каждый менеджер и не каждый руководитель являются лидером организации. Ключевые компетенции менеджера: планирование (постановка целей и задач, планирование действий и предварительный расчет ресурсов); управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля); осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение). Ключевые компетенции лидера: определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей); мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение). Совмещение компетенций лидера и менеджера является залогом успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды. С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить: лидера-генератора идей, осуществляющего функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений; лидера-мотиватора , функция которого — мобилизация и побуждение к деятельности; лидера-организатора , осуществляющего функцию обеспечения группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели; «лидера-диспетчера » распределяющего функции между членами группы и координирующего их деятельность. С точки зрения ситуативного фактора можно выделить: лидеров, появляющихся в кризисных для организации или группы условиях, способных функционировать в экстремальных ситуациях (лидеры-львы по классификации Н. Макиавелли); лидеров, наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную работу (лидеры-лисы по классификации Н. Макиавелли). Второй (из отмеченных выше) управленческий аспект лидерства с процессом идентификации. Идентификация — это процесс сознательного или бессознательногс отождествления себя с другим человеком, общностью или ролью. В процессе идентификации человек следует поведенческим и личностным характеристикам другого лица, реально воспроизводит их либо в сходных поведенческих актах либо в символических эквивалентах поведения. Идентификация может бьт тотальной (полное слияние с лидером) или парциальной (осуществляете избирательно). Человек отождествляет себя со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или неосознанно старается действовать. На деятельность организации, на взаимодействие руководителя и коллектива будет оказывать влияние и то, с кем сам лидер идентифицирует себя. 1. Лидер идентифицирует себя с рабочей группой. Лидер с таким типом идентификации приобретает власть и авторитет, подчиняя свою волю воле группы, но при этом власть группы становится его властью. Чувство обязательства перед группой делает лидера активным и продуктивным, и у своих последователей он развивает преданность группе, чувство командного духа и т. д. 2. Лидер идентифицирует себя с группой управляющих. У лидера мотивация личного достижения и стремления к власти более высоко развита, чем аффилиативная потребность, или лидер не считает, что он достиг иерархического предела в своей карьере. Приоритет отдается личному успеху. Такой лидер использует свое лидерство в группе как ступень для дальнейшего роста карьеры и легко расстается с группой при продвижении «наверх». Обычно обе эти тенденции, но в разной степени, присутствуют у лидера. |
1.1. Сущность менеджмента. Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) – упр-е производством; совокупность принципов, методов, средств и форм упр-я производством, разработанных с целью повышения эфф-ти производства и увеличения прибыли. Менеджер (англ. manager – manage - управлять) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управ-ем считать менеджером. Менеджер – чел-к, имеющий спец-ю подготовку. Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового пред-я, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием. Бизнес-мен – Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера. Существует 3 уровня деятельности менеджера: 1.топ-менеджер (ген. дир-р, член правления), 2.милд-менеджер (руководитель подразделения), 3.лоу-менеджер (осуществляет оперативное планирование, м/б бригадиром). Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деят-сть граждан, направленная на достижение их целей. Главным содержанием предпринимат. деят-ти явл-ся соединение факторов производства с целью получения прибыли. Назначение - чтобы в условиях рыночной неопределенности находить возможности эффективного использования ограниченных ресурсов, за которые идет конкурентная борьба. Предпр-ль должен уметь : проводить анализ внутренней ситуации в организации и внешней среды, вырабатывать стратегические решения и проводить изменения в организациях, удовлетворять потребности людей и свои собственные. Основным стимулом предпр-льской деятельности (по результатам социолог-х исследований):явл-ся то, что сами предпр-ли видят в прибыли, скорее условие существования самого бизнеса и символ успеха, а не основную цель деятельности. Менеджмент, как группа менеджеров данной организации, есть орган, обеспечивающий лидерство, дающий направление, вырабатывающий и принимающий решения. М-т должен : давать направление организации, которой он управляет; установить ее цели и организовать ресурсы для достижения результатов, которые организация желает предоставить обществу. М-т выполняет функцию предпринимателя , направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация. Не зависимо от сферы деятельности, есть 5 базовых операций в работе каждого М-ра: устанавливает цели (он определяет, какими должны быть цели организации, средства достижения целей и контроль за их выполнением.), организует работу (анализирует проблемы, встающие на пути достижения цели и формирует команду), поддерживает мотивацию ( через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и т.д.) и коммуникацию в организации, обеспечивает измерения в организации ( анализирует, оценивает и интерпретирует результаты деятельности работников) способствует развитию работников организации. Задачи М-ра: обеспечить эффективное сочетание стратег-го и тактич-го управл-я организацией; создание системной организации, обеспечивающей структурированный порядок и наибольшую эффективность деятельности; обеспечение существования предприятия на рынке; экономические зоны; привлечение инвестиций; использование инноваций. М-т опирается на результаты научного обобщения опыта и знаний, накопленных человечеством за сотни лет своего существования. Такими результатами явл-ся концепции, теории, принципы, способы и формы управл-я. Специфические особенности управл-го труда:1. явл-ся умственным и состоит из организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, а также информационно-технической деятельности;2. участвует в создании матер-ых ценностей опосредованно (через труд исполнителей);3.предметом труда явл-ся информ-я, средством труда – организационная и вычислительная техника, рез-тами труда явл-ся управл-ие решения. | 1.2. Этапы и школы в истории менеджмента 1 период – древний (с 9 по 7 тысячелетие до н.э. Платон ); 2 – доинструальный (1776 -1890гг. Смит, разделение труда, дал хар-ку государя и гос-ва. Учение Оуэна: необходимость обучения и улучшения условия труда); 3 – период систематизации (1858-1960гг. владелец д/б обеспечить работников хорошим рабочим местом); 4 – информационный (с 1960г. предусматривает ценность УР, системный анализ, моделирование различных ситуаций, применение математических методов упр-ия). 1. Школа научного управления (1885-1920гг). главным идеологом этой школы был Тейлор. Он предложил конвейер как средство повышения производительности труда по сборки машины Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Тейлор разделил процесс организации на следующие элементы: установление цели деятельности предприятия в целом и каждого работника в отдельности; выбор средств деятельности и их применение на основе заранее составленного плана; контроль за результатами деятельности. В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. В чилсе последователей Тейлора были: Гильберт, Генри Форд. 2. Классическая (административная) школа управл. (1915-1930). Классической её называют потому, что в этот период были сформулированы принципы, функции, задачи и методы управления. Административной её называют потому, что развивали эту школу администраторы-руководители крупных предприятий. Отцом менеджмента считают Анри Файоля. Он сформировал 14 принципов управления, большинство из которых до сих пор функционируют: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства и направление деятельности фирмы, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала за труд, иерархия управления, порядок во всем, справедливость во взаимоотношениях с персоналом, научный подход к формированию персонала. Кроме того, Файоль определил функции управ-ия. Он писал: «Управлять, значит прогнозировать, планировать, расставлять кадры, оперативно вмешиваться в их деят-ть, и контролировать результат». В числе других представителей этой школы были Спенсер, Форд, Гастев, Керженцев. 3. Школа человеческих отношений. (1930-1940гг.) Элтон Мэйо и его хоторнский эксперимент. Строила свои отношения на групповой динамике. Развитие психологии и других соц-ых наук в 30-е годы 20 в. предопределило появление неоклассической школы, получившая название «школа человеческих отношений». С 1927г. по 1939г. Элтон Мэйо проводил в городе Хоторне эксперимент, в результате которого было установлено, что совершенствование межличностных отношений в коллективе играют большее значение, чем условия труда. Суть эксперимента в том, что работницам было разрешено сделать 4 10-ти минутных перерывов в смену. В конечном счете это не привело к снижению продуктивности, но привело к повышению качества. В ходе эксперимента было установлено также влияние неформальных групп в коллективе. Мэйо установил, что в коллективах с численностью до 8-ми человек важно, чтобы формальный (назначенный по приказу) и неформальный(выдвинутый коллективом) лидер совпадали в одном лице. Под человеческим фактором понимают внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания, которые влияют на поведение людей. 4. Школа поведенческих наук(1950-1970гг.). в этот период развития менеджмента были разработаны несколько основных теорий мотиваций персонала. Под мотивацией понимают способ побуждения работника к выполнению какой-либо работы. Разработки Маслоу, Мак Грегора, Врума, Портера, Лоулера и др. позволили вооружить менеджера различными приемами мотивации труда персонала, при этом было выделено две группы мотивации: 1.опирающаяся на потребности человека(содержательная теория); 2.опирающаяся на реакцию человека(процессуальная теория). Особый вклад в развитие этой школы внес Дуглас Мак Грегор, который ввел понятие теории «Х» «У». По первой считается, что все работники лодыри и бездельники и к ним применим кнут и жесткий контроль. А теор. «У» считает, что всякий работник при определен. условиях способен к самоуправлению, принимает на себя обязательства, принимает ответственность. В 80-е г. Америк. Учен. Оучи разработал теор. «Z», согласно которой нецелесообразно такое жесткое разделение на «Х» и «У» большинство работников сочетают в себе «Х» и «У». результатом развития этой школы явилась создание науки «организационное поведение». 5. Школа коллективных методов (1940-1980гг.). Развитие математики и её разделов (теории вероятности, статистики). Информатики, изобретение ЭВМ, инженерных расчетов позволило в менеджмент внедрить достижение названных наук. Наиболее четко это проявляется в момент принятия управленческих решений. Когда управленческое решение принимается на основе расчетов и путем сопоставления различных цифровых данных мы говорим о «школе количественных методов». Огромное развитие эта школа получила в результате изобретения ЭВМ. Современные школы (школа процессного, системного и ситуационного подходов). 1 – рассматривает управление как непрерывный процесс смены функций управления. 2 – рассматривает, что менед-нт функционирует в рамках определенной системы. 3 – процесс управления тесно связан с принятием решения. |
1.6. Природа и состав функций менеджмента. Под функцией управления понимают составную часть процесса управления присущую любую любому звену системы управления. Как конкретный труд процесс управления предприятием состоит из взаимосвязанных функций: планирование, организации, мотивации и контроля. Функция планирования предполагает решение о том, каким должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование – один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации. Планирование – это стартовая ф-ция процесса управления, имеющая сложную структуру и состоящая из 3-х осн. подфункций: 1.прогнозирование; 2.моделирование; 3.программирование. Прогнозирование – это метод научного предвидения возможных направлений развития орг-ции. Моделирование предназначено для разработки путей достижения запланированных результатов деят-ти. Программирование – это алгоритм функционирования системы по достижению запланированных результатов. Различают долгосрочное и краткосрочное планирование. Планирование – процесс, требующий постоянной корректировки в силу постоянных изменений в окружающей среде, а также в виду возможных ошибок в предвидении, связанных с этими изменениями. Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами системы. Эта функция предполагает распределение работы, конкретные задания, должностные обязанности, подбор и расстановку людей. Каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленьких организациях менеджер может сам рассказать каждому о его обязанностях. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. Для успешного достижения целей деят-ти менеджер должен уметь простимулировать труд работников, т.е. побуждать их к активной работе ч/з моральные и материальные стимулы, уметь промотивировать труд раб-ка, т.е. создать у него внутренние потребности к работе. Т.об. мотивация – это процесс с помощью которого менеджер активирует работу персонала по достижению целей орг-ии и по удовлетворению работником собственных потребностей. Все теории мотивации можно разделить на: 1) содержательные, в основу которых положены потребности человека; 2) процессуальные, базирующие на тех усилиях или желаниях, которые выбирает человек для достижения своих целей. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса принятым решениям. В функцию контроля входят: 1)сбор и обработка информации о результатах деят-ти; 2)анализ информации о результатах деят-ти; 3)сравнение этих результатов с плановыми показателями; 4)выявление отклонений и определение причин этих отклонений; 5)разработка мероприятий по исправлению сложившегося положению. Т.об., контроль можно определить, как способ орган-ии обратной связи. При этом, субъект управления получает информацию о ходе выполнения принятого им решения. Контроль позволяет оценить качество управленческих решений и своевременность их исполнения. Различают 2 типа контроля: стратегический (управленческий) и тактический (административный). Также 3 вида контр.:предварительный(входной), текущий, заключительный. | 1.7. Оценка внешней и внутренней среды организации. Содержание деятельности менеджера предприятия включает в себя два направления: 1)управление внутрихозяйственными отношениями на фирме; 2)управление внешними по отношению к фирме хозяйственными отношениями на фирме; Под внешней средой фирмы понимается действие факторов, находящихся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должностном уровне. Для России умение менеджера работать с внешней средой, обеспечивая адаптацию фирмы к быстро меняющимся национальным условиям хозяйствования, возможно, является главным. Принято разделять внешние факторы на две основные группы: 1) среда прямого воздействия включает фактоы, которые непосредственно влияют на деятельность фирмы. К ним относятся: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, муниципальные органы власти, и т.д. 2) среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев среда косвенного воздействия не носит специфического характра по отношению к отдельно взятой организации: международнок положение страны и проводимую ей политику; состояние экономики; уровень развития технологии; социально-культурные факторы. Внутренняя среда фирмы - это та часть общей среды, которая находится внутри организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование фирмы. Информация о внутренней среде необходима, чтобы определить внутренние возможности, на которые фирма может расчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Поскольку организация представляет собой созданные людьми системы, то внутренняя среда является результатом управленческих решений. Главными факторами внутренней среды организации являются: цели её деятельности, структуры управления, характеристики трудовых ресурсов, оборудования, финансовое состояние. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. У организаций могут быть разнообразные цели, особенно это, касается организаций различных типов. Разнообразие направленности целей деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Необходимо различать цели и задачи. Задача-предписанная коллективу работа, которая должна быть выполнена в определённые сроки. Хорошо поставленный контроль за выполнением задач в конечном счёте обеспечит контроль за достижением цели предприятия. Особое внимание следует уделить структуре организации, т. е. Построение логических взаимоотношений уровней управления, чтобы наиболее эффективно достигать целей организации. Структура управления фирмой даёт представление о подразделениях, должностных лицах, их специализации, взаимозависимости. Задача руководства- выбрать наиболее подходящую структуру, соответствующую целям и задачам организации. Цель финансового управления-организация эффективного движения денежных средств. Цель кадрового управления- организация эффективной работы персонала. |
1.47. Мотивация и результативность. Мотивация - это осознанное, внутреннее побуждение индивида к активности. М способна максимально раскрыть и реализовать потенциал личности. Понятие М отраж-ся в 4 значениях: -Формирование базовой системы мотивов поведения индивида, адаптируемой к конкретной ситуации - воспитание;-Создание благоприятных условий для совершенствования и развития мотивов поведения индивида - инициирование; -Целенаправленное воздействие на сформировавшуюся систему мотивов организационного поведения личности - активизация; -Выявление и исследование внутренних побуждений индивида, обусловивших его конкретное поведение,- мотивирование. Потребности и мотивы взаимосвязаны между собой, так как именно потребности формируют мотивы личности. ОП исследует, раскрывает и использует содержание и результаты мотивации конкретного индивида в корпоративной организации. Формирование и практическое применение мотивов и стимулов тесно взаимосвязаны. Анализ соотношения возникновения, становления и развития мотивов и стимулов организационного поведения индивида имеет особое значение для понимания процесса активизации личности. В отличие от действия внутренних рычагов, представляемых осознанными мотивами поведения индивида, стимулы в виде внутренних инструментов побуждают личность к конкретным действиям. Стимул как внешнее, непосредственное принуждение работника к определенному поведению не только оказывает воздействие на его уже сформированные мотивы, но и закладывает и развивает новые побуждения. Мотивы и стимулы представляют собой самостоятельные и тесно взаимодействующие элементы единой системы активизации личности. С целью обеспечения эффективной координации взаимодействия индивидов организация или общество формируют систему внешних инструментов воздействия на личность. Она представляет собой набор универсальных стимулов, принуждающих индивида или группу работников к определенной коррекции собственной активности, целенаправленной деятельности, соблюдению сложившихся норм организационного поведения. В качестве основных критериев оценки результативности М используют такие показатели, как уровень работы организации и преобладающий в ней стиль руководства и управления. Наиболее явным результатом М является складывающийся характер ОП, во многом и обеспечивающий необходимый уровень достижения поставленных целей. В этом смысле результативность М представляет собой отношение уровней эффективности сложившегося организационного поведения к необходимому для достижения поставленных целей. Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона результата , отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяют определяющие формы проявления результативности мотивации. Так, непосредственным результатом мотивации конкретного работника является: формирование представления об организации; определение своего отношения к ней; выработка возможных вариантов реакции; мобилизация необходимых ресурсов; обеспечение адекватности поведения и т.д. Все это представляет собой выражение результата мотивации работника, но уже применительно к целям конкретной программы его функционирования и развития в сложившихся условиях. Осмысление результатов собственных действий и происходящих с ним перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления .рано или поздно заставляют каждого работника адаптировать сложившуюся мотивацию к изменившимся условиям, что проявляется в: корректировке цели; обновлении ориентации; адаптации взглядов и оценок; уточнении занимаемой позиции в организации; модернизации и мобилизации ресурсного обеспечения; Проявлении организационной активности; повышении уровня развития и др. | 1.48. Формирование группового поведения в организации. Группа – это союз двух или более людей, объединившихся для достижения конкретных людей. Объективная потребность личности в причастности к группе, общении может быть реализована лишь при групповом взаимодействии. Группа состоит из работников, поведение и результативность которых зависят от действий других. При правильной организации работы в группе проявляется эффект синергии, т. е. возможности группы многократно увеличиваются по сравнению с суммарной возможностью отдельных участников. Существует несколько теорий формирования групп. Группы можно классифицировать по признакам: большие и малые (контактные); формальные и неформальные. Всякая группа в своём развитии проходит ряд стадий: 1) «нулевая группа» - когда члены группы понимают цель своего пребывания в этой группе, но крайне слабые межличностные отношения, не сформировалась структура группы, не ясно кто лидер и какой тип поведения наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают понимать своё место в этой группе, и что они являются частью группы. 2) «ассоциация» - стадия дифференцирования. На этой стадии отношение между членами группы становятся более тесная, устанавливается четкая иерархия. Наиболее деятельные члены группы на этой стадии образуют актив. Актив раньше других усваивает требования и стремится установить групповые нормы поведения. 3) «кооператив» - синтетическая стадия. О такой группе можно сказать, что в ней происходит четкое саморегулирование деятельности. Все члены группы все знают и умеют, но не все правильно делают. Энергия членов такой группы уже не идет борьба за власть, за распределение ролей, а усилия направлены на достижение высоких результатов. 4) «коллектив» - стадия наивысшего уровня сплочения коллектива, его работоспособности, производительности и уровня взаимоотношений. Зная, на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по-разному влиять на групповое поведение. Менеджер способен влиять на изменение установок и мотивации участников группового процесса для повышения результативности деятельности группы. Особое внимание следует уделить факторам, влияющим на функционирование формальных и неформальных групп, на особенности формирования различных видов групп, их влияние на поведение индивидов, статус члена группы, новые формы группового взаимодействия в виде самоуправляемых команд. В современных условиях рабочие группы перерастают в команды. Особенно важны и интересны с точки зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые наряду с выполнением задания осуществляют и функции управления. Их создание и функционирование принципиально меняют характер функционирования и построения современных организаций. Для российских компаний в настоящее время важной проблемой становится формирование и эффективное функционирование управленческой команды (команды менеджеров). |
1.52. Изменения в организации. - Организационный процесс рассматривается как совокупность трех типов переменных: каузальных (причинных), промежуточных и результирующих. Особая роль принадлежит каузальным переменным, т. к. они влияют на все остальные. Изменения в организации абсолютно необходимы. В зависимости от глубины и характера изменений возможны различные типы: от обычных рутинных изменений до перестройки всей организации. Согласно модели изменения Э. X. Шейна успешное изменение состоит из трех стадий: разблокирование, изменения, заблокирование. Разблокирование. Все виды обучения, будь то приобретение навыков, знаний или смена установок, зависят от желания обучаемого учиться. Когда меняют установки, необходимо устранить или разблокировать существующие установки таким образом, чтобы создать пространство для новых. Для содействия разблокированию может использоваться принуждение. Изменение. Согласно модели Э. X. Шейна, изменение установок происходит только при наличии идентификации или интернализации. Если человек может идентифицироваться с другим, у кого есть желаемые установки, это может содействовать желанию измениться. Интернализация — это процесс опробования, адаптации и использования новых установок или методов. Важно, чтобы пробы во время периода интернализации были достаточно хорошими и точными. Заблокирована - это слово использовано здесь для обозначения окончательного принятия и интеграции желаемых установок таким образом, что нововведение становится постоянной частью личности человека или процедур деятельности. На этом этапе необходимы время и поддержка. Стили проведения изменений. Изменения в организации могут происходить на уровнях: индивидуальном, групповом (коллективном) и на уровне организации в целом. Причины, вызывающие изменения, могут быть самые разные; в общем виде их можно классифицировать на внутренние и внешние. Внешние обусловлены изменениями в законодательстве, рыночной ситуацией и т. д., внутренние — недостаточной квалификацией персонала, низкой производительностью труда, несовершенными технологиями и т. д. Организационные изменения охватывают как процессы функционирования, не нарушающие динамического равновесия (т. е. процессы, развертывающиеся в рамках данной структуры), так и процессы развития, нарушающие это равновесие. Решающую роль в инициировании и осуществлении изменений играют руководители, т. к. они несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Поэтому очень важное значение имеет выбранный стиль проведения изменений в организации. | 1.8. Методы оценки стратегического состояния организации ( SWOT -анализ, PEST -анализ и др.) SWOT анализ представляет собой список ключевых факторов, относящихся к основным достоинствам и недостаткам, возможностям и угрозам применительно к текущему состоянию предприятия. Преимущества (достижения и сильные стороны, которые отличают предприятие от конкурентов). Недостатки (слабые места предприятия, которые необходимо исправить, чтобы не дать конкурентам обратить их в свои преимущества). Возможности (все внешние факторы, которые могут сыграть «на руку» предприятию). Угрозы (все внешние факторы, которые могу повредить предприятию в плачевном периоде). Последовательность проведения SWOT-анализа следующая: сначала исследуется внешняя среда орг-ии (возможн. и угрозы), а затем – внутренняя (преимущ./недостатки). Имея характеристики сильных и слабых сторон орг-ции, целесообразно их сопоставить с возможностями и угрозами. Если составить матрицу, в столбцах которой представлены характеристики внешней среды, а в строках – характеристики внутренней среды, то в местах пересечения строк и столбцов появляется возможность фиксировать решения, направленные на устранение проблем: использование силы на устранение внешних угроз; использование возможностей внешней среды для укрепления слабых сторон организации; использование уникального сочетания внешних возможностей и сильных сторон; представить себе опасность воздействия на организацию внешних угроз при её слабых сторонах. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Анализ политико-правовых факторов позволяет определить границы действий предп-ия, ранги функционирования предприятия и позицию органов местной власти по развитию бизнеса. Анализ экономич-х факторов дает возможность определения способов и возможностей обеспечения ресурсами. Социо-культурные фак-ры дают возможность создавать благоприятные условия работы коллектива, определяют склонность потребителей. Технологич. фак-ры дают возможность определить направление инвестирования и сроки внедрения новшеств. Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонентов должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее. PEST-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов. Методы изучения профиля . Профилем называется сумма характеристик, благодаря которым компания или её часть известна важной целевой группе потребителей. Суть данного метода в следующем: рассматривается соответствие объектов исследования каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка, которая может бать представлена графически. Профиль явл-ся средством или инструментом визуального анализа объекта. Для повышения объективности оценки рекомендуется проранжировать характеристики, и проинтегрировать их. Методы анализа GAP . Они позволяют посредством формирования стратегии привести дела компании в соответствие с наиболее высоким уровнем притязаний. Шаги анализа: 1.предварительное формулирование целей деятельности на один год, 3г., 5 лет; 2.прогноз динамики нормы прибыли в увязке с установленными целями для существующих подразделений; 3.установление разрыва между целями и прогнозами; 4.определение альтернатив осуществления инвестиций для каждого подразделения и прогноз результатов; 5.определение общих альтернативных конкурентных позиций для каждого подразделения и прогноз результатов; 6.рассмотрение инвестиций и альтернатив деловой стратегии для каждого подразделения; 7.согласование целей стратегии каждого подразделения с перспективами бизне-профиля в целом; 8.установление разрыва между предварительными целями деят-ти и прогнозом для каждого подразделения; 9.уточнение профиля возможных приобретений новых подразделений; 10.определение ресурсов, необходимых для таких приобретений, и характера их возможного влияния на другие подразделения; 11.пересмотр целей и стратегии существующих подразделений в целях создания этих ресурсов. Т.об., анализ можно назвать организованной атакой на разрыв между желаемой и прогнозируемой деят-тью. Модель «Дженерал электрик / Мак-Кинси» - матрица, состоящая из 9 (3х3) ячеек. Каждая ячейка – это отображение и анализ стратегической позиции различных видов деятельности орг-ии. Вертикальная ось – это многофакторное измерение привлекательности рынка по данному бизнесу (факторы внеш. ср.). Горизонтальная ось – оценка конкурентной позиции бизнеса, устойчивость бизнеса (внутренняя среда). Анализируемые виды деят-ти могут отражаться в виде круга, координаты центров задаются показателями дан. бизнеса и размер круга пропорционален объему продаж. Цель дан. модели. 1)стратегическое позиционирование конкретных видов деят-ти; 2)ранжирование видов деят-ти на получение инвестиций. Достоинства: для сравнения видов бизнеса рассматриваются не только физические факторы, но и субъективные хар-ки бизнеса. |
1.22. Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская, и др. Японская модель формировалась под влиянием двух факторов: 1) Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и упр-ия; 2) Последовательное сохранение национальных традиций. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам орг-ции труда. Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. Суть ЯМ – это управление людьми, но при этом японцы принимают во внимание не интересы работника, а интересы группы людей. На первом плане социальные потребности; место и роль в группе; признание, уважение окружающих. Вознаграждение за труд воспринимается, через призму социальных потребностей. Зарплата складывается из 3-х основных частей: 1.Базовый оклад – должен гарантировать прожиточный минимум. 2.Надбавки – 4 вида: 3.Бонусы – премии, которые выдают 2 раза в год, в размере 1.5 месячного оклада. Основополагающий принцип - вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок. Поэтому необходимым условием обеспечения производства Меню сайтаВсе права принадлежат www.financefacts.ru |