Шпоры для госов по ВИБу 2007 год
2.19. Приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска. По критерию определенности инф-ции различают решения принятые в условиях: определенности, вероятностной определенности (риска), в условиях неопределенности. Необходимо уменьшать неопределенность путем сведения ее к условиям риска. Значительную роль при этом играет постановка следующих вопросов: на сколько велика существующая неопределенность? Что следует сделать для ее уменьшения? Каковы затраты на ее уменьшение? Как изменить степень неопределенности при реализации выбранной альтернативы? Виды неопределенности: - количественная (она обусловлена большим количеством объектов); - информационная (вызывается недостатком информации); - стоимостная (с дорогой платой за инф-ию); - профессиональная неопределенность; - ограничительная неопределенность (установлены какие-либо ограничения); - неопределенность внешней среды. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы, по определенным признакам для достижения поставленной цели. Признаки классификации риска: 1)по сфере возникновения: внешние и внутренние; 2)по возможным последствиям: Р. приводящие к убыткам, к упущенной выгоде, приводящие к прибыли; 3)по степени допустимости уровня потерь различают: допустимые, критические, катастрофические; 4)по масштабам: локальный или микроэкономический, отраслевой, региональный, национальный, международный; 5)по повторяемости различ.: постоянный, повторяющийся, разовые; 6)в зависимости от этапа коммерческой деятельности: р. м/б на этапе принятия решения и на этапе стадии реализации; 7)в зависимости от природы возникновения р. может носить субъективный и объективный хар-р; 8)по виду деят-ти р. м/б производственный, коммерческий, финансово-экон-кие риски; 9)по объекту возникновения: р. отдельной операции, р. отдельного направления деятельности и р. фирмы в целом; 10)по возможности предвидения и по точности оценки: прогнозируемые, трудно прогнозируемые, непрогнозируемые; 11)по возможности страхования: страхуемые и нестрахуемые; 12)по возможности детализации риска: простые. В практике принятия рискованных решений придерживаются шкалы допустимого риска, отражающие вид риска и величину связанных с ним потерь.
| 2.26. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Функциональное разделение труда находит отражение в ОСУ предприятия. ОСУ предприятия – нормативно закрепленное во внутренних регламентах отражение его внутренней структуры с выделением базовых подразделений и отношений соподчиненности между ними. Роль ОСУ в системе стратегического менеджмента и ее базовые цели: - ОСУ – это организационно-структурная основа системы управления; - ОСУ регламентирует отношения и характер соподчиненности между структурными подразделениями и инстанциями; - ОСУ обеспечивает выделение функциональных направлений деятельности. Организационная структура службы управления персонала. Поскольку управление персоналом требует тесного взаимодействия и координации усилий при разработке и реализации принимаемых решений, объективно возникает необходимость в создании службы управления персоналом. Не все предприятия могут позволить себе содержание таких служб. По оценкам специалистов, оно становится эффективным, как правило, на предприятиях с численностью свыше 100 человек. Сотрудники службы управления персоналом непосредственно специализируются в данной области менеджмента, выполняя определенные роли в организации. По мнению некоторых исследователей, основанном на зарубежном опыте, эти роли следующие: эксперт, адвокат, партнер по бизнесу, проводник изменений. При этом «эксперт» оказывает услуги «внутреннему клиенту», «адвокат» защищает интересы работников, «партнер по бизнесу» осуществляет сотрудничество в достижении целей организации, «проводник изменений» содействует изменениям. Все эти роли, безусловно, важны для обеспечения эффективной работы организации. Однако их соотношение и значимость в отдельные периоды и для различных стран (тем более для России) могут различаться и изменяться. Для успешного выполнения своих ролей в организации менеджеры должны быть наделены определенными полномочиями (authority). Под полномочиями в менеджменте обычно понимается право принимать решения, направлять и координировать работу других сотрудников, отдавать приказы и распоряжения. В общем плане можно говорить об ответственности специалистов службы по управлению персоналом за разработку стратегии кадровой политики и стандартов ее осуществления, в то время как линейные менеджеры непосредственно отвечают за их реализацию на конкретных участках производства. Таким образом, основой деятельности кадровой службы является принятие стратегических и оперативных решений. Для российских предприятий это составляет особую проблему. Положительный опыт в данной области длительное время отсутствовал. Многие аспекты кадровой работы определялись государством централизованно и доводились до предприятий сверху. Свобода принятия решений была ограничена. Зачастую отсутствовала также заинтересованность руководителей предприятий в выборе оптимальных решений. В условиях рыночной экономики эффективное хозяйствование становится необходимым условием экономического успеха предприятия. Это обуславливает изменение отношения к принятию кадровых решений, заставляет тщательно анализировать все имеющиеся в этой области возможности, проводить оценку эффективности различных вариантов и на этой основе выбирать наиболее удачные с экономической и социальной точки зрения решения. К числу наиболее разработанных организационных структур управления персоналом можно отнести, схему, приводимую Кибановым А.Я | ||||
2.27. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом Профессионально-квалификационная модель менеджера по управлению персоналом. Идеальный портрет-робот руководителя службы персонала, предложенный Европейской ассоциацией директоров отделов кадров: «Он должен быть пунктуальным и методичным, динамичным и настойчивым, общительным, способным убеждать, справедливым, строгим, доступным, широко образованным, способным к размышлению, дипломатом, психологом, добрым советчиком, должен обладать интуицией, быть гуманным. Он должен уметь слушать и внушать доверие». С учетом показанных данных, применительно к системе управления персоналом в России можно сформулировать следующие требования к менеджеру по управлению персоналом: - осознанное и непрерывное обучение кадровиков, - знание социокультурных особенностей среды, в которой он работает, - владение основами зарубежной теории и практики управления персоналом и умение соотносить их с реалиями российской культуры, - умение адаптировать накопленный российский опыт к имеющимся экономическим условиям с учетом новой западной технологии, - недопустимость механического копирования зарубежных методов управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом (ИОСУП) – совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании. Элементы ИОСУП: оперативная информация, нормативно справочная информация, классификаторы технико-экономической информации и системы документации (унифицированные и специальные). Требования к качеству информации: - комплексность – информация должна комплексно отражать все стороны деятельности предприятия: техническую , технологическую, организационную, экономическую и социальную во взаимосвязи с внешними условиями, - оперативность – получение входной информации должно происходить одновременно с протеканием процесса в управляемой системе или совпадать с моментом его завершения, - систематичность – требуемая информация должна поступать систематически и непрерывно, - достоверность – информация должна формироваться на основе достаточно точных измерений. Техническое обеспечение системы управления персоналом. Технические средства управления – совокупность машин и оборудования, предназначенных для механизации и автоматизации управленческого труда. К ним относятся: средства вычислительной техники и средства организационной техники, при помощи которых можно и необходимо осуществлять автоматизированную обработку поступающей информации и документов. Технологический процесс системы автоматизированной обработки информации – это совокупность операций от момента возникновения исходных данных до выдачи результирующей информации. Стадии технологического процесса: сбор и регистрация исходных данных, передача их на обработку, хранение, подготовка данных к обработке, ввод данных в ПЭВМ, обработка их по заданным программам, выдача результирующей информации, передача ее пользователям. Документальное оформление технологического процесса: технологическая карта, инструкционная карта. В зависимости от организационных форм использования технических средств различают технологические процессы централизованной и децентрализованной обработки. Правовое обеспечение системы управления персоналом - одна из подсистем системы управления персоналом. Ее роль заключается в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации. Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом: правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений. Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам. Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и др. функций, а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования – Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Минтруда РФ. | 2.28. Анализ кадрового потенциала и потребностей в работниках. Анализ кадрового потенциала является постоянной регулярно выполняемой обязанностью и заботой всех подразделений службы персонала. Его результаты должны быть всегда на столе первого руководителя. Без них невозможно ни планировать, ни осуществлять прием и найм персонала, ни рассчитывать необходимые финансовые ресурсы для оплаты труда персонала, ни разрабатывать системы материального и морального стимулирования персонала, ни определять объёмы социальных выплат и т.д. При кадровом планировании организация преследует следующие цели : - получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве; - наилучшим образом использовать потенциал своего персонала; - быть способной предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала. При этом можно использовать несколько подходов, различающихся степенью субъективности и степенью измеряемости (от высоко субъективной оценки до наиболее способной к количественному определению). Для банка, для отдела промышленного предприятия или холдинга, для отделов торговой сети особенно полезны три количественных метода : анализ нагрузки, анализ взаимоотношений и моделирование. Анализ нагрузки Такой подход наиболее приемлем там, где работу можно разложить на дискретные составляющие и описать количественные результаты, где работа носит повторяющийся характер и где содержание работы конкретного работника ограничивается выполнением одного-двух видов операций. Примером может служить работа в отделениях банка - обработка заявлений на кредиты, операции, связанные с учетом, заполнение личных дел работников в службе кадров. То же можно сказать о технических отделах. В целом, процент такой работы во многих предприятиях довольно высок. Анализ соотношений . Использование этой методики требует соотнесения одного фактора с другим, например прогноз объема работы и потребностей в персонале. Должно существовать соотношение между количеством клиентов и количеством персонала, оказывающего услуги непосредственно клиентам; между числом индивидуальных вкладчиков и числом работников, работающих в отделе индивидуального кредитования; между количеством аудиторских проверок в отделении и числом ревизоров, между числом заемщиков и числом работников, оформляющих кредиты. Моделирование. Самые простые формы моделирования особенно соответствуют условиям банков с большим количеством отделений или промышленных групп с большим количеством заводов, дивизионов, самостоятельных подразделений. Таким образом, необходимо разработать две, три или четыре модели отделений, представляющих типичный разрез банка, предприятия и довести их до совершенства с точки зрения потребностей в обслуживании клиентов, эффективности обработки документов, контроля, создания нормативных операций, а затем реализовать ту или другую модель во всех отделениях банка, подразделениях промышленной группы. Кроме количественных показателей необходимо планировать и качественные показатели персонала. Эта задача представляется более простой – определить в каких подразделениях существует необходимость в более квалифицированных работниках. Оптимизация качества при комплектовании штатов начинается с того, что руководитель определяет ключевые позиции в своем подразделении, которые должны занимать самые квалифицированные специалисты. Затем он ведет переговоры с вышестоящим начальством о возможности удовлетворения его требований. Например, банк заинтересован, чтобы лучшие из имеющихся у него специалистов работали в отделе проблемных кредитов и при этом они были специалистами по проблемным кредитам. В его интересах также, чтобы наиболее опытные специалисты по кредитам работали с самыми трудными клиентами банка, чтобы работа лучших юристов заключалась бы в работе над самыми важными юридическими проблемами. | ||||
2.29. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры Деловая карьера - это продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий, как в рамках отдельного банка, так и на протяжении жизни. Деловая карьера - один из способов стимулирования персонала к более эффективному труду, который сводится к проведению мероприятий, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и банка способом. Необходимость управления карьерой связана с тем, что большинство людей обычно в этих вопросах пассивны . Поэтому в современной организации обязательным является планирование деловой карьеры. Для руководителей и специалистов, чей "потенциал повышения" исчерпан, но которые могут принести большую пользу организации, все более широкое распространение получает горизонтальная карьера . Она связана с овладением работника новыми сферами деятельности, что позволяет постоянно поддерживать интерес к работе. При планировании карьеры сотрудников предприятия администрация должна учитывать следующие обстоятельства: 1. Продвижение сотрудника по должности потребует повышения заработной платы, т. е. увеличения расходов на содержание персонала. 2. Кроме того, затраты администрации на обучение и повышение оплаты труда сотрудников должны быть оправданы повышением эффективности работы предприятия. . 3.К тому же внимательное отношение руководителей к карьере наиболее ценных сотрудников будет способствовать закреплению их в организации. 4. Реализация системы планирования карьеры требует активного участия в этом процессе самого сотрудника, руководителей всех рангов, а также службы персонала. 5. Частью планирования карьеры сотрудника является подготовка резерва для замещения руководящих и ключевых должностей в организации, основной задачей которой является подбор и обучение дублеров на случай освобождения (запланированного или по непредвиденным обстоятельствам) таких должностей. Подготовка кадрового резерва на основе подбора и обучения дублеров Система подготовки резерва с помощью дублеров является сложным и длительным процессом и строится по следующим основным этапам: определение ключевых и руководящих должностей, для которых желательно подготовить дублеров; отбор кандидатов для этих целей; планирование подготовки дублеров; контроль за реализацией планов и оценка прогресса подготовки; определение окончательной готовности дублера к назначению на должность. Существует два подхода к реализации этой задачи - конфиденциальный и легальный. Конфиденциальный подход - это отбор и подготовка дублеров без широкой огласки намерений руководства среди сотрудников предприятия. При легальном подходе руководители открыто подчеркивают неодинаковое отношение к своим сотрудникам, сознательно противопоставляя одних специалистов другим в зависимости от результатов их труда Независимо от различий в этих подходах работа с дублерами ведется с учетом трех основных критериев : - соответствия индивидуальных характеристик дублера профилю идеального сотрудника для намеченной должности; - оценки результатов работы дублера на ранее занимаемых должностях; - соотношение возраста дублера с его потенциалом и оценкой необходимых усилий по его подготовке к занятию планируемой должности. Планирование резерва на выдвижение осуществляется по двум направлениям: планирование общей потребности предприятия в управленческом персонале, удовлетворяемой за счет собственных трудовых ресурсов, планирование требований к резерву на выдвижение. Планирование общей потребности организации в резерве на выдвижение (в части его общей численности и структуры) определяется как непрерывный во времени процесс, отражающий: изменение текущих и перспективных потребностей предприятия в руководящих кадрах с учетом расширения или сокращения его деловой активности, процесс естественного обновления его управленческого персонала путем оперативной замены уходящих на пенсию руководителей. Планирование требований к резерву на выдвижение определяется как одномоментный процесс формирования (с возможной в дальнейшем корректировкой) перечня критериев: отбора в число кандидатов на включение (при успешном завершении специальной подготовки) в состав указанного резерва; готовности для замещения соответствующих руководящих должностей (т.е. официального включения успешно завершившего специальную подготовку кандидата в состав резерва). . Базовые методы отбора кандидатов в состав резерва: - «метод автоматического отбора», предполагающий автоматическое зачисление в состав резерва заместителя руководителя, должность которого выступает объектом планируемого замещения. - «метод индивидуального отбора», предполагающий формирование резерва из числа вновь нанимаемых сотрудников в возрасте не старше 45 лет в течение первых пяти лет их работы в организации с использованием формализованных процедур, завершаемых аттестацией. Общие требования к результатам процесса формирования резерва: · соответствие включаемых в резерв кандидатов всем формализованным требованиям; · наличие в составе резерва не менее двух кандидатов на замещение каждой из руководящих должностей высшего и среднего звена и одного кандидата по остальным должностям; · непрерывный процесс обновления резерва по мере назначения сотрудников из его состава на соответствующую должность; · открытый характер информации о факте включения конкретного сотрудника в резерв на выдвижение, при полной конфиденциальности сводных данных об общем его составе. Основные формы подготовки кандидатов в состав резерва: · обучение на рабочих местах · назначение на должность заместителя соответствующего руководителя · обучение в специализированных учебных центрах по целевым · стажировка в других сходных по профилю деятельности организациях · метод последовательных горизонтальных и вертикальных перемещений сотрудника по заранее определенной номенклатуре ключевых рабочих мест предприятия. | 2.30. Подбор персонала и профориентация. Отбор претендентов на замещение вакантных мест является необходимым элементом подсистемы привлечения персонала, направленный на снижение степени вероятности зачисления в штат сотрудников с профессиональными или личностными качествами, не соответствующими предъявляемым предприятием требованиям. Однако существует еще и подбор персонала . В процессе отбора происходит поиск работников на определенные рабочие места или должности. При подборе осуществляется идентификация требований различных рабочих мест и должностей с накопленными компетенциями (возможностями) человека. Различие отбора и подбора представлено на рисунке.
Особенности организации процессов отбора и подбора в современных отечественных условиях: - вынужденная необходимость использования менее жестких, в сравнении с зарубежными, критериев отбора вследствие общего дефицита квалифицированных кадров на рынке трудовых ресурсов, - целесообразность применения многоступенчатой процедуры отбора из-за высокой вероятности умышленной фальсификации сведений, представляемых о себе кандидатом на зачисление в штат предприятия, -ограниченная возможность использования зарубежного опыта в части прикладных методов отбора в силу их неадаптированности к психологическим стереотипам и социальным поведенческим моделям абсолютного большинства отечественных трудовых ресурсов, - необходимость формализованного закрепления общей процедуры отбора, а также используемых прикладных методик во внутренних нормативных документах предприятия в силу недостаточной квалификации персонала кадровых служб. Последовательность процесса подбора и профориентации персонала: 1. Заочное знакомство с претендентом; 2. Предварительное собеседование; 3 Тестирование кандидата; 4. Окончательное собеседование; 5. Формирование управленческих решений о его профессиональной категории. а) Решения принимаются совместно специалистами службы персонала и руководителем структурного подразделения предприятия, б) Содержание и сроки профориентации определяются , исходя из квалификационного уровня кандидата и требований, регламентирующего этот процесс, внутреннего нормативного документа предприятия. в) Предварительное определение будущей профессиональной категории сотрудника (только для специалистов с высшим образованием в возрасте до 45 лет). Разделение сотрудников предприятия на несколько базовых групп имеет до некоторой степени условный характер и используется в практике управления персоналом для обеспечения дифференцированного управляющего воздействия, отражающего специфику труда следующих укрупненных категорий рабочих мест. Классификация по следующим группам: административно управленческий персонал, специалисты, основные рабочие, вспомогательные рабочие. Можно классифицировать и следующим образом: руководители, ИТР и служащие, рабочие (основные и вспомогательные), обслуживающий персонал. Все зависит от целей исследования и специфики предприятия. | ||||
2.31. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала При приеме на работу специалистов даже при условии конкурсного отбора, проведения тестирования кандидатов, организации профессиональных собеседований при помощи опытных специалистов предприятие не всегда выявляются пробелы в их квалификации. Задача профессионального обучения - устранить их, приведя квалификацию сотрудника в соответствие с требованиями, предъявляемыми к его должностному положению. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала определяется как непрерывный процесс последовательного приближения фактического состояния персонала предприятия к оптимизированному, т.е. наиболее полно соответствующему его текущим и перспективным потребностям. Прикладными задачами системы являются: · адекватное реагирование на изменяющиеся под воздействием различных внешних и внутренних факторов требования к конкретным рабочим местам, а также к общей структуре штатного расписания организации; · обеспечение исходной информацией управленческих процедур, связанных с должностными перемещениями сотрудников; · обеспечение сотрудникам организации условий для наиболее полного раскрытия их трудового потенциала; · создание необходимых организационных условий для эффективного управления персоналом внутри структурных подразделений. Базовыми элементами системы выступают - управление процессом дополнительного обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала; - оценка результатов индивидуальной деятельности сотрудников. Основные факторы, определяющие необходимость процесса повышения квалификации персон ала. - расширение общей номенклатуры производимых товаров и услуг; - изменение структуры товаров и услуг под воздействием динамики спроса; - внедрение новых технологий обслуживания потребителей и межкорпоративных коммуникаций; - невозможность полного удовлетворения потребностей большинства предприятий в профессионально подготовленных сотрудниках путем прямого привлечения их на рынке труда. Базовые требования к организации процесса: - определение дополнительного обучения в качестве одной из прямых функциональных обязанностей для всех категорий сотрудников предприятия; - индивидуальность программ подготовки, выражающаяся в подборе наиболее рациональных форм дополнительного обучения (или их сочетании) для каждой из базовых категорий персонала; - непрерывность подготовки, определяющая процесс ее проведения на регулярной основе с периодичностью, дифференцированной по категориям рабочих мест и их специализации; - учет реальных возможностей предприятия по практической реализации планируемых программ дополнительной подготовки своего персонала. Общая последовательность управления повышения квалификации персонала 1-й этап – сбор исходной информации для планирования. 2- этап – выбор конкретных форм повышения квалификации для конкретных категорий сотрудников 3-й этап – выбор образовательного учреждения. 4-й этап – непосредственная разработка плановых документов5-й этап – реализация плановых программ. 6-й этап – организация контроля за процессом повышения квалификации персонала Особенности обучения в обучающем центре Серьезным фактором успешного развития кадровой работы предприятия является создание собственного обучающего центра . Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе организации. Реализация стратегии успешного повышения квалификации сотрудников заключается в идее "идти от профессиональных знаний и навыков сотрудника на его реальном рабочем месте" . Надо, чтобы конкретное рабочее место было описано набором требований к знаниям, умениям, навыкам сотрудника, занимающего это место, причем с учетом перспективы развития этого места и, естественно, сотрудника. Лучший вариант обучения - на рабочем месте , через знание того, что плохо дается сотруднику на его рабочем месте, в его рабочей технологии. В этом случае от преподавателей требуется умение оперативной диагностики знаний, навыков, профессиональной подготовки сотрудников. Нужно иметь специалистов-преподавателей, обучающих сотрудников на рабочих местах, и способных оценить тот необходимый для успешной работы уровень знаний. Конечно, само обучение и тренинг можно и нужно проводить в стационарных условиях, где для этого имеются необходимые учебные технологии и оборудование. Но акцент должен быть на диагностике применительно к реальной рабочей ситуации. Главное в работе с сотрудниками учебного центра - авторитетность их знаний и навыков. Не надо экономить деньги на оплату труда преподавателя - убытки от безграмотного специалиста будут еще больше. | 2.32. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Трудовое поведение работников и трудовых коллективов обуславливается действием внутренних и внешних побудителей к труду - объективных и субъективных факторов. Объективные – не зависят от работника. Субъективные – обусловлены внутренним состоянием людей: их настроением, интересами, потребностями, особенностями личности. Объективные факторы лежат в основе внешней регуляции трудового поведения, субъективные – внутренней регуляции. Внешняя регуляция трудового поведения – создание такой трудовой экономической ситуации, которая заставляет человека действовать тем или иным образом. Внутренняя регуляция трудового поведения – это мотивация – формирование внутренних побуждений, регулирующих поведение человека. Осознанные в качестве интересов потребности проявляются в мотивах. Потребность – внутренний побудитель активности, источник мотива. Мотив – непосредственный побудитель к действию. Мотив – состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Мотивационное ядро – совокупность наиболее устойчивых мотивов поведения (заработок, профессиональный рост, общественный престиж, возможность творчества). Для различных социальных групп и разнообразных трудовых ситуаций структура мотивационного ядра может меняться. Мотивация - 1. Процесс интенсификации мотивов индивидуума или их группы с целью активизации их действий по принятию решения об удовлетворении какой-то потребности. 2. Побуждающие действия, оказывающие влияние на активность покупателя в процессе принятия им решения о покупке. В любом случае, осуществление мотивации, усиление активизации действий индивидуумов может осуществляться на основе стимулирования. Стимулирование – создание такой трудовой, экономической ситуации, которая могла бы заинтересовать объект стимулирования в определенном трудовом поведении. Стимулы могут быть материальные, моральные и антистимулы (санкции, наказания). Основные требования к организации материального стимулирования труда - дифференциация уровня заработной платы в зависимости от качества, величины и эффективности трудового вклада, условий труда, природно-климатических условий других особенностей регионов, - повышение заработной платы с ростом эффективности производства и ее индексация с инфляционным ростом цен, - обеспечение оптимальных воспроизводственных пропорций в распределении дохода предприятия на цели потребления и накопления, - государственное регулирование заработной платы, - учет воздействия рынка труда, - равная оплата за равный труд, - обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы, что приводит к непрерывности процесса накопления, - простота, логичность и доступность форм, систем оплаты труда. Оплата труда – система отношений связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за свой труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актам и трудовыми договорами. Фонд оплаты труда (ФОТ) – сумма всех денежных выплат работнику (работникам) за календарный период (неделя, месяц, год). |