Особенности управления различными видами природных ресурсов
Природные ресурсы играют значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность природными ресурсами – один из важнейших экономических показателей, характеризующих экономическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом природные ресурсы являются также фактором производства. Отсутствие природных ресурсов или плохое качество их приводят к увеличению затрат других ресурсов. Безусловно, природные ресурсы имеют ценность. Все это приводит к необходимости рационального управления и использования природных ресурсов.
Управление природопользованием.
Управление природопользованием представляет собой воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью упорядочения, организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы. Исходя из объекта воздействия, сложностей взаимосвязей в объекте воздействия, процесс управления может быть действенным, наиболее соответствующим поставленным целям при условии, что он будет иметь научный характер, т. е. основываться на познании и использовании объективных закономерностей.
1. З
емельные ресурсы.
Традиционно в экономической науке земля выступает средством производства, прежде всего для сельского производства. Современный подход также часто рассматривает землю как предмет потребления, особенно такие области, как урбанистика, размещение и экономика окружающей среды. Земельные ресурсы имеют много направления использования. Наиболее правильный подход оценки землепользования основан на рентной концепции оценки природных ресурсов. Цена земли – цена собственности на участок земли. В то же время земельная рента - цена услуг земли в определенный период, получающая свое выражение в виде арендной платы за используемую землю. Цена земли зависит от земельной ренты за предстоящий срок службы участка земли. В рыночных отношениях цена на землю, как и земельная рента, определяется уровнем спроса на отдельные участки.
Существует несколько современных моделей экономического управления землепользованием.
Модель Риккардо основана на неограниченности земли, но различию ее по плодородию. Земля с наибольшим плодородием получает наибольшую ренту. Поэтому, при росте рыночной цены на сельскохозяйственную продукцию неиспользованные ранее земли становятся рентабельными и вовлекаются в оборот.
Модель Тюнена рассматривает ценность земельных участков в зависимости от расстояния ферм (производителей сельскохозяйственной продукции) до рынка сбыта продуктов сельского хозяйства – города. В этом случае формируются зоны специализации по типам сельскохозяйственных культур (ближе к центру производятся дорогие в транспортировке культуры), занятость и рента убывают с расстоянием, а рента меняется из-за смены сельскохозяйственной специализации.
Модель города использует подход Тюнена для объяснения формирования города и рынков недвижимости и широко распространена в современной урбанистике. В этой модели цены прочих товаров постоянны, а цена жилья (арендная плата) варьируется в зависимости от выбираемого расстояния до «делового», «промышленного» или другого центра города. Особенность модели города в том, что в равновесии земля распределяется пользователю, который предлагает большую ренту. Рост спроса со стороны прочих категорий землепользователей со временем приводит к изменению структуры землепользования.
Правовая и налоговая база, создаваемая государством, также имеют важное значение в управлении землепользования.
2. Водные ресурсы.
Водные ресурсы как никакие другие ресурсы вовлечены в разные аспекты человеческой деятельности. Вода используется для питьевых нужд, канализации и очистки стоков, в сельском хозяйстве и промышленности, как средство транспорта и в рекреации.
Использование водных ресурсов может принимать форму водопотребления (использовать с забором воды из источника): питьевые нужды населения, ирригация; или водопользования (использование без забора воды): гидроэнергетика, водный транспорт.
Рынки водных ресурсов и права собственности на них, как правило не развиты. Использование водных ресурсов происходит по двум схемам. Первая схема основывается на государственном регулировании тарифов на потребление, оно же и занимается содержанием и развитием водохозяйственных систем и сооружений. Применяется в Австралии, странах Азии и Африки. Вторая схема основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Последние осуществляют все виды работ, связанные с охраной вод, рациональным использованием, регулированием стока, водозабором и пр. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирования его деятельности. Применяется в странах Западной Европы.