Сущность методологии стратегического менеджмента. Нужен ли российским организациям стратегический менеджмент, почему?
· руководство не только своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имеет план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксирует достижение каждой цели;
· в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Процесс контроля
обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями организации.
Основными задатками любого контроля являются:
· определение того, что и по каким показателям проверять;
· осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами;
· выяснение причин отклонения, если они вскрываются в результате оценки;
· осуществление корректировки при ее необходимости.
(Вариант 2)
В широком смысле стратегическое управление – это комплекс мероприятий, включающий анализ потенциал фирмы и внешней среды, формулировку миссии и основных целей, разработку стратегий, формирование стратегических планов, управление их реализацией. Последние есть стратегическое управление в узком смысле. Термин «стратегическое управление» был введен, чтобы подчеркнуть различие между управлением на уровне производства и управлении на высшем уровне. Стратегическое управление предполагает, что высшее руководство концентрируется на общих проблемах, целях, стратегиях и приоритетов, регулирует и контролирует внутренние и внешние связи. Полномочия на ведение текущих дел оно делегирует подразделениям.
Специфика стратегического управления определяется особым характером реальных проблем и целей. На первый план выходит проблемы развития, связанного с определенными «перегибами», точками «разрывами непрерывности», требованиями непредсказуемо меняющейся внешней среды, а соответственно – способность к достижению долгосрочных целей, гибкости и адаптации. Это требует от людей предпринимательского типа поведения: деловитости, компетенции, умение ставить цели, организовывать дело в соответствии с ним, а также энтузиазма. Поэтому стратегическое управление, где отсутствуют рутинные процедуры и конкретные указания, но имеются лишь рекомендации общего характера,- есть симбиоз интуиции и искусства вести организацию к достижении целей.
Основные особенности стратегического управления являются:
Ориентация на миссию организации, ее качественные глобальные цели, конкурентоспособность.
Селективность, основанная на сегментации рынка, предполагающая упорядочение среды и выбор приоритетов, на основе чего вырабатываются самостоятельные стратегии, исходя из стратегического профиля фирмы.
Комплектность; этот принцип реализуется при разработке основных целей и задач, а также программы реализации стратегии.
Обоснование стратегий.
Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:
Выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;
Создание центров руководства каждой стратегической целью;