«Корневые компетенции»: понятие, значение для конкуренции, характерные примеры для современных копаний.
Центральным вопросом теории стратегического управления является поиск устойчивых конкурентных преимуществ фирм. Деление их источников на внутренние и внешние относительно границ организации изначально было одной из проблем. Суть данной проблемы состоит в выяснении сравнительной важности умелого позиционирования фирмы на рынке и наличия у неб уникальных ресурсов и организационных способностей, иначе говоря, в сопоставлении роли различий между структурами отраслей (рынков) и между отдельными фирмами. С середины 1980-х годов в научной литературе по стратегическому управлению отчетливо обозначился сдвиг в пользу второго подхода, так называемой ресурсной концепции. В последнее десятилетие ресурсный подход стал доминирующим направлением в теории стратегического управления.Центральным для ресурсной концепции понятием являются КОМПЕТЕНЦИИ.
Компетенция представляет собой интегрированную совокупность знаний, навыков, умений, технологий и отношений, которая позволяет компании обеспечивать своим потребителям какую-то конкретную выгоду.
Компетенции, как некое внутреннее (организационное) знание, недоступны непосредственному восприятию потребителя, как, впрочем, и самих менеджеров. Они находя косвенное выражение в потребительной стоимости конечного продукта через эффективность использования способностей и ресурсов производственной и организационной системы.
Ключевой называется компетенция высшего порядка, участвующая в создании наибольшей потребительной стоимости, являющаяся коллективным знанием, позволяющим организовывать и управлять использованием других компетенций и тем самым создающимдополнительную потребительную стоимость и устойчивые конкурентные преимущества.
Характеристикиключевых (стержневых) компетенций:
они обеспечивают потенциальный доступ к различным рынкам;
- определяют отличительные достоинства конечного продукта;
- должны быть практически невоспроизводимы конкурентами, поскольку представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков.
Каким образом организация идентифицирует свои ключевые компетенции? Ответ на три вопроса, приведенных ниже позволяют выявить основные характеристики ключевых компетенций:
1. Является ли компетенция источником сильной дифференциации? Позволяет ли компетенция генерировать достаточную ценность и выгоды для потребителей? Ключевые компетенции демонстрируют себя потребителям в форме продукции компании и ее атрибутов.
2. Ограничивается ли компетенция одним видом бизнеса? Охватывает ли она несколько видов бизнеса, как имеющихся, так и новых? Ключевая компетенция должна обеспечивать доступ к разнообразным рынкам продукции.
3. Насколько конкурентам трудно дублировать ключевую компетенцию? Насколько другим структурам трудно понять, как компания делает то, что она делает?
Скорее всею, только немногие компании могут создавать и поддерживать мировое лидерство более чем по пяти или шести компетенциям. Знания, требуемые для достижения статуса мирового класса, и скорость технологических перемен затрудняют любой организации владение более чем пятью компетенциями.
Многие менеджеры рассматривают термин «ключевые компетенции» как синоним ключевых технологий и ТОП - характеристик. Ключевая технология - это составляющая часть ключевых компетенций, однако ключевая компетенция появляется, если только компания умеет гармонизировать множество технологий. Ключевые компетенции шире, чем набор технических и технологических возможностей. Ключевые компетенции включают творческое объединение множества технологий вокруг знания потребностей и запросов потребителей; маркетинговую интуицию; знания н умения, позволяющие управлять ими таким образом, чтобы добиваться синергии. ТОП-характеристики некий эквивалент сильных сторон фирмы, в некоторых случаях необходимое условие для бизнеса (ключевые факторы успеха). ТОП-характеристики важны для выживания компании, но в отличие от ключевой компетенции часто не обеспечивают дифференцированного преимущества над конкурентами, действующими в отрасли. ТОП-характеристики часто уникальны в том смысле, что обслуживают только конкретные функции или группы в рамках отдельной бизнес-единицы, а поэтому не могут обеспечивать преимущества в других видах бизнеса.