Тенденции развития макроэкономических процессов в России и факторы, их определяющие.
Текущая экономическая политика правительства закладывает основания грядущего экономического кризиса, поскольку не удалось повысить конкурентоспособность промышленности (сырьевой сектор остается единственным конкурентоспособным сегментом экономики). Иллюстрацией тому является разрыв между темпами роста основных отраслей несырьевого сектора и темпами увеличения импорта соответствующих товаров. Объемы производства в машиностроении зависят от спроса, формируемого экспортно-ориентированными сырьевыми отраслями. Национальные производители испытывают серьезное конкурентное давление со стороны иностранных компаний на внутреннем рынке. Избыточные накопления средств в отдельных отраслях не изымаются через налоги для перераспределения в пользу обрабатывающей промышленности. Такое положение вещей ведет к усилению последствий нефтяной иглы, таких как повышение курса национальной валюты и дальнейшее снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Кризис наступит в результате экономической стагнации: динамика доходов государства целиком и полностью зависит от темпов экономического роста, в то время как расходная часть не была реформирована и остается негибкой. Уже стагнация представляется очень опасной с политической точки зрения, в свете обещаний, данных нынешним правительством. Слабость реформ прежде всего связана со структурой самой власти в России, равно как с зависимостью государственных чиновников от крупных корпораций, управляющих наиболее рентабельными активами. Используемые правительством на данный момент инструменты экономической политики (валютный курс и налоги) явно недостаточны. Тем не менее финансовая система и структура государственного и корпоративного долга выглядят вполне устойчивыми.
Чрезвычайно необходимы дальнейшие реформы. Подобного рода изменения в условиях современной разбалансированной экономики могут привести к очередному кризису, за которым последует фаза роста, иного по своей природе. Современные негативные тенденции могут быть преодолены через пересмотр приоритетов обществом в целом. Прямые иностранные инвестиции и зарубежные компании будут способствовать развитию деловой культуры и конкурентной среды. Эти реформы могут привести к росту производственных расходов в отраслях обрабатывающей промышленности, но в различной степени. Такое изменение может послужить стимулом к перетоку инвестиций в более наукоемкие отрасли. Инвестиционный климат в России остается неблагоприятным, главным образом потому, что государство занимается не только регулированием экономики, но и напрямую управляет активами. Последнее обстоятельство явно подрывает устройство рыночной экономики как таковой.
В российской экономике рента передана в распоряжение частных компаний и в высшей степени концентрирована. Это приводит к тому, что некоторые корпорации более могущественны, чем государство. Единственный способ изменить сложившуюся ситуацию состоит в перераспределении ренты. Тем не менее это представляется невозможным до тех пор, пока не будет завершен процесс перераспределения активов и компании не начнут искать доступа к внешним инвестициям, а следовательно, не станут заинтересованы в формировании «благоприятного имиджа». Правительство не поддерживает те компании, которые уже завершили процесс концентрации активов и активно занимаются привлечением дополнительных финансовых ресурсов. Подобного рода события разрушают привлекательность страны для инвесторов.