Тенденции развития макроэкономических процессов в России и факторы, их определяющие.
Экономика России построена по принципу «группового монополизма». В банковском и энергетическом секторах доминируют квазигосударственные предприятия. В общих чертах, наша экономика выглядит как имитация централизованной советской экономики в рыночных условиях. К квазигосударственным монополиям добавилось несколько частных монополий. Государственное регулирование выстроено в соответствии с их нуждами и не может быть эффективно реформировано по причине их влияния. В пределах такой экономической структуры конкуренция существует, но происходит по поводу перераспределения активов, а не производственных процессов. Россия страдает от незавершенности приватизации. Основной урон экономике наносит не неопределенность, а нынешняя внутренняя экономическая структура.
Сложившаяся структура с трудом поддается изменению главным образом по причине вовлеченности правительства (чиновников) в процесс перераспределения активов. В такой ситуации макроэкономическая политика может быть вполне адекватной и, тем не менее, вести к отрицательным результатам (например, стимулирование роста посредством либерализации). В монополистической экономике сокращение налогового бремени ведет к простому увеличению прибылей. Слабость системы проявляется через рост доходов при неизменной инвестиционной активности.
В любом случае реформы должны носить системный характер, а не ограничиваться отдельными секторами. Поскольку политики в значительной степени ограничены в своих действиях, то в результате реформы также носят весьма ограниченный характер. Наиболее актуальной на сегодня проблемой являются сверхдоходы и чрезмерная аккумуляция финансовых ресурсов в предприятиях экспорториентированных сырьевых отраслей. Правительство может увеличить «отбор» природной ренты, но перед этим оно должно продемонстрировать свою способность эффективно перераспределять эти ресурсы в пользу обрабатывающей промышленности частного сектора, а не в пользу неэффективного госсектора. Необходимо повысить эффективность государственных расходов в целом.
Вопросом первостепенной важности для правительства должно стать привлечение инвестиций в те сектора экономики, которые не в состоянии сделать этого сами, в частности, гражданское авиастроение, ракетостроение и автомобильная промышленность. Правительство должно принимать непосредственное участие в привлечении инвестиций в определенные сектора. Действия правительства по расширению военного заказа и приостановке роста заработной платы в госсекторе были бы вполне оправданными.
Исследования Института экономики переходного периода свидетельствуют, что экономический рост в России до последнего времени имел восстановительный характер. Рост нового рыночного сектора более чем компенсировал сокращение в «советском» секторе. Появление финансово-промышленный кланов в высшей степени логично на современной стадии развития. Макроэкономическая политика здесь ничего изменить не в силах. В начале 1990-х годов российское правительство было слишком занято проблемами макроэкономического характера, чтобы заниматься вопросами структуры экономики. Результаты, равно как и меры 1998 года, были сугубо макроэкономического свойства и не имели никаких структурных последствий. Правительство пытается дистанцироваться от структурной политики и стремится регулировать экономику страны, используя исключительно макроэкономические инструменты. Привлекательность России для иностранных инвесторов повысится по мере улучшений в структурной и институциональной политике. Перераспределение ренты через правительство в любой форме будет неэффективным. Альтернативой такому подходу может служить формирование стимулов для «олигархов» к инвестированию в целевые отрасли. Текущая экономическая ситуация такова, что доход по инвестициям, предлагаемый в России, значительно превышает таковой в промышленно развитых странах.