Фирмы как организаторы
Существует два основных принципа организации экономической деятельности—стихийный порядок и иерархия. Стихийный порядок обусловлен взаимодействием независимых сторон в ответ на некую информацию и экономические стимулы, получаемые непосредственно из окружающей действительности. Рынки—то место, где решения принимаются в ответ на изменяющиеся цены — основной экономический пример стихийного порядка.
Второй способ организации — это иерархия, при которой отдельные действия управляются по команде центральной власти. Внутренняя структура фирм, где служащие действуют в соответствии с приказами руководителей и управляющих, — основной пример иерархии. Некоторые правительственные органы также работают согласно иерархическим принципам, но в настоящей главе мы их не рассматриваем.
Более пятидесяти лет назад Рональд Коус [1] опубликовал основополагающую статью о природе фирм. В этой работе он поставил следующие вопросы: Если рынки так хорошо работают, то почему внутри фирм используется иерархический принцип организации и деятельности? Почему вся созидательная деятельность, включая труд конторских служащих и рабочих на сборочных конвейерах, не координируется согласно принципу стихийного порядка как реакции на рыночные цены? Короче говоря, зачем рабочим нужны боссы?
С другой стороны, если иерархия является лучшим способом организации экономической деятельности, то нужен ли рынок вообще? Почему бы не организовать всю экономику как одну большую фирму, где все получают приказы от одного верховного босса?
Наблюдая, что реальная экономика состоит из смеси иерархической организации внутри фирм и рынка между ними, Коус пришел к выводу, что каждый
из
этих принципов безусловно
имеет свои преимущества. Рынки преобладают там, где они являются более эффективными средствами организации экономической деятельности, а фирмы с их жесткой иерархической организацией лучше справляются с собственным делом. В течение десятилетий после выхода работы Коуса, многие экономисты [2] задавались аналогичными вопросами.
Этот
и следующий разделы акцентируют внимание на самых важных положениях вышеуказанных работ.
НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
Стоимость любого экономического предприятия складывается из двух компонентов: производственные и непроизводственные затраты. Структура производственных затрат подробно рассмотрена в главе 6. Непроизводственные затраты до сего момента не получили должного освещения. Отметим, что это затраты, не связанные непосредственно с производством, а возникающие по мере ведения дела. Они включают затраты на выбор партнеров, обсудивших условия договора, выработку согласия, проверку фактического исполнения, реакцию на какие-либо изменения.
Как производственные,
так
и непроизводственные затраты помогают определить оптимальный способ организации предприятия. Если стихийный порядок посредством рынка минимизирует их сумму для решения определенной экономической задачи, то такое предприятие, естественно, и будет организовываться таким образом. Если иерархический принцип организации внутри одной фирмы уменьшит их сумму, тогда имеет смысл организовывать предприятие именно так.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТЫХ ОПЕРАЦИЙ
Для простых, регулярно повторяемых действий по организации дела, которые не требуют привлечения специальных средств и ресурсов, затраты на организацию рынка обычно невелики. Подумаем о покупке яблок. Найти супермаркет или фруктовую лавку несложно. Цена, устанавливаемая спросом и предложением на рынке конкурирующих продавцов, обычно не является предметом для ведения переговоров. Проверка исполнения, приспособление к рыночным
изменениям
в данном случае не вызывают дополнительных сложностей.
Если вам не нравятся яблоки или сам магазин, где вы их купили, в следующий раз вы просто отправитесь покупать фрукты в другое место.
Понятно, что рассмотренная задача покупки яблок может быть организована иерархически в рамках какой-либо фирмы. Например, группа потребителей могла бы организовать корпорацию, назвав ее, положим, «пожиратели Яблок», Корпорация могла быть купить землю для сада, нанять служащих для посадки деревьев и сбора урожая, нанять диетолога, чтобы консультироваться о пользе различных сортов яблок и т. д. Но затраты на организацию и ведение подобного предприятия были бы очень существенными по сравнению с результатом, полученным потребителем.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОЖНЫХ ДЕЛОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Не всегда организация дела столь же проста, как и покупка яблок. Многие предприятия весьма сложны и требуют долгосрочного привлечения средств я специальных ресурсов. В этом случае не всегда очевидно, какую часть предприятия организовывать посредством рынка, а какую—через образование фирмы. Непроизводственные затраты играют важную роль в определении оптимального способа организации предприятия.