Как снять функционал с информационного поля предприятия
Несмотря на видимость благополучия, нужны были новые подходы к организации производства и управления.
С чего все начиналось?
Сегодня все требуют средств, однако немало примеров тому, как, завладев мешком денег, просители не знают, что с ним делать. В результате мы сегодня наблюдаем массовые закупки ПК без какой-либо структуризации и системной организации их работы; приобретаются зарубежные пакеты на основе рекламных заявлений продавцов, обещающих решить сразу все проблемы заказчика и т.п. Иначе говоря, "средства осваиваются", а для чего и какие из этого перспективы - это уже неважно. Поэтому главной задачей руководства АО "Токем" на первом этапе была выработка стратегической линии проведения реконструкции управления.
К сожалению, сегодня госструктурам нет дела до частных предприятий, даже если они производят уникальную для российских предприятий продукцию. Кроме того (это мы уже не раз отмечали), и нынешние средства массовой информации также не дают менеджерам, руководителям и бизнесменам необходимой ориентировки в море потенциальных возможностей по использованию информационных технологий для конкретного бизнеса. Во многом стратегия развития предприятия определяется случайным стечением обстоятельств. Так было с нефтедобывающей корпорацией "Сиданко", когда более-менее приемлемое решение по автоматизации учета в АОО "Кондпетролеум" было найдено во время случайного посещения компьютерной выставки. То же самое получилось и с АО "Токем". Весной 1994г., специалисты предприятия на выставке увидели системы CAD/CAM, состоялась встреча с крупными производителями аппаратуры: HP, DEC и рядом других, которые в то время, к сожалению, несерьезно относились к проблемам частного российского бизнеса, усматривая в его представителях только охотников за разного рода фирменными сувенирами. Тем не менее эти беседы, особенно со специалистами компаний, предлагающих не аппаратуру, а решения (EDS Unigraphics, CA и ряд других), не прошли даром - хотя и не сразу, но была получена необходимая информация (список производителей станков с ЧПУ, высоконадежных компьютерных комплексов и программного обеспечения). Далее были сформированы принципы оснащения современного промышленного предприятия.
Прежде всего необходимо сделать производство интересным для самих работников. Надо предоставить людям возможность реализовать себя. Правда, это еще не означает, что они готовы к этому, однако создать условия - такова была основная задача, стоявшая перед руководством "Токем". Кстати, об уровне готовности работников. Когда предприятие уже было оснащено современной техникой, специалистов, могущих с ней работать, оказалось не так уж много - даже несмотря на растущую в городе безработицу. Здесь проявился миф об уровне отечественной системы образования. Да, безусловно, все, что раньше было связано с чистой наукой и рождалось в российских академических кругах, отвечало мировому уровню. Но отраслевая система образования, направленная на подготовку кадров для производства, совсем не заслуживает тех дифирамбов, которые ей поют некоторые защитники былого. Люди были абсолютно не готовы к работе - нет видения перспектив, узкий кругозор, отсутствие элементарных навыков самостоятельной работы.
Требования к системам управления производством
Ключевое слово для таких систем - интегрированность. Каждое предприятие имеет свое информационное поле; естественно, что вся информация в нем взаимодействует между собой, а в некоторых критических точках этого поля возникает новая информация, необходимая для принятия конкретного управленческого решения. Руководитель должен иметь необходимый инструмент для того, чтобы самостоятельно снимать функционал с информационного распределения, постоянно задавая себе вопросы типа "что если?" и держа в руках все необходимые рычаги управления проектами. Есть и более частное условие - это возможность моделирования работы корпорации в условиях инфляции.