Определение, факты, статистика
2. Возможность обеспечить желаемый баланс между работой и личной жизнью. Тема не популярна, поэтому еще одна приписка и хватит.
Главную роль в этом преимуществе играет психологическая потребность некоторых людей в гибком рабочем графике и возможность проводить больше времени в привычной социальной среде. Телеработники в большинстве своем - это люди, которым психологически комфортнее работать дома: в собственном ритме, когда и как хочется. Например, в США люди в возрасте старше 30 лет, имеющие высшее образование и ежегодный доход около 45 тыс. долл., предпочитают работать удаленно.
Некоторые телеработники выбирают такую форму труда из-за необходимости присмотра за маленькими детьми. В Европе, например, каждая вторая женщина, осуществляющая надомную работу на постоянной основе, имеет, по крайней мере, одного ребенка в возрасте до 6 лет [7].
3. Возможность работать в нескольких организациях одновременно.
Данное положение является весьма актуальным для российского работника, поскольку, работая в одной организации, редко можно иметь необходимый для среднего уровня жизни заработок. В связи с этим для телеработника открывается возможность заключения контрактов с несколькими организациями, что все чаще практикуется в финансовой сфере. К тому же со стороны руководства организации, работающей по международным стандартам, нет возражений относительно удаленной работы своих сотрудников, поскольку на определенных должностных позициях нет постоянного объема работы. Если, к примеру, эксперт в какой-то узкой области нужен организации время от времени, нет смысла держать его в офисе на постоянной зарплате.
4. Возможность самореализации в короткие сроки.
Работая удаленно, сотрудник формально может занимать руководящую должность. Этого достаточно трудно добиться, работая в физически взаимодействующей организационной группе в условиях переходной полубюрократической экономики современной России. Такая возможность будет существенно мотивировать телеработника и поднимет его самооценку, что положительно скажется на его производительности труда.
Систематизируем причины, побудившие руководителей предложить своим специалистам стать телеработниками:
1) экономия на оснащении рабочего места, аренде помещения, коммунальных услугах, обслуживающем персонале;
2) уменьшение стоимости содержания и площади, занятой под парковки и автостоянки;
3) экономия временных ресурсов на заседаниях, конференциях, встречах;
4) повышение производительности труда персонала;
5) частичное решение проблемы управления филиалами компании, находящимися в отдаленных и труднодоступных местах от центрального офиса.
Телезанятость предполагает не менее производительный труд, чем традиционная занятость. Например, выгода телекоммуникационной компании AT&T благодаря телеработникам составила примерно 150 млн долл. в год: 100 млн за счет производительности персонала, 35 млн за счет сокращения затрат на недвижимость и 15 млн за счет того, что телеработники остаются на своих местах значительно дольше обычных [1].
Феномен телеработника касается не только его самого и работодателя. Этот феномен имеет также и различные социальные аспекты. К числу причин, побудивших государственные структуры содействовать процессу увеличения объемов телеработ и телеработников, могут быть отнесены следующие:
1) возможность привлекать к работе больше нетрудоспособного населения и инвалидов;
2) неограниченное территориальное расширение рынка труда;
3) возможность выравнять занятость в регионах без затрат на миграцию;
4) экономия горючего для общественного транспорта и сокращение загрязнения окружающей среды;
5) снижение аварийных ситуаций на дорогах в часы пик.
Согласно подсчетам ученых переход только в Америке на телеработу до 20% работающих позволит ежегодно сэкономить около 23 млрд долл., 1,8 млн тонн загрязнителей не будет выброшено в воздух, более 13 млн тонн горючего не будет сожжено автомобилями, 3 млрд часов не будет проведено в поездках на работу и обратно [7].