Система, функции и принципы социального менеджмента.
Различают следующие подходы к изучению проблем социального менеджмента:
• конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов:
• комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
• аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);
• системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
К эффективным методам науки социального менеджмента относятся моделирование (применяются различные виды моделей — вербальные, физические, графические, математические и др.), эксперимент — социологический и психологический (опросы, тестирование, наблюдение и т.д.), а также экономико-математические методы (программирование, теория игр, теория информации, корреляционный и факторный анализ и др.).
Основная цель методологических исследований состоит в выработке наиболее эффективных путей, подходов и методов для получения знаний о явлениях, системах и процессах управления.
Отношения управления подразделяются на:
§ отношения между управляющей и управляемой подсистемами, т.е. между субъектом и объектом непосредственного социального управления;
§ отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи): между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи) между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;
§ отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации).
Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:
§ отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;
§ внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);
§ межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллективные и индивидуальные;
§ временные и постоянные, непосредственные и косвенные;
§ линейные, функциональные и смешанные.
В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы. Их действие проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся законы социального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и др.
Категория закон относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.