Стратегия фирм, переживающих период промышленного упадка

Практически любая фирма и в любой отрасли (за исключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей: коммунальное обслуживание, здравоохранение). Важнейшим при выработке стратегии является вопрос о том, можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выясняется, что перспективы малоутешительны, необходимо искать рыночные ниши или сегменты с сохранившимся устойчивым спросом. Если такого сегмента нет, то следует выяснить, можно ли выйти из данной отрасли, каковы барьеры выхода или возможности проникновения на внешние рынки. Если другие предприятия покидают отрасль, то возможная стратегия – остаться одной из немногих фирм на рынке, переживающим спад.

Яркими примерами фирм переживающих период промышленного упадка являются: производители аудиокассет и виниловых музыкальных пластинок; российская автомобильная и авиационная промышленность и т.д. и т.п.

Важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад.

Обычно выделяют следующие преимущества такой отрасли:

- тесные связи с выгодными покупателями;

- известная торговая марка. Это может быть наиболее важным конкурентным преимуществом;

- гибкость в использовании активов и ресурсов;

- значительная доля рынка, если имеется экономия на масштабе производства;

- возможности уменьшения издержек, когда бизнес сокращается.

Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барьеров выхода из отрасли. Некоторые стратегические вопросы, позволяющие оценить возможные стратегические альтернативы в отраслях, переживающих спад, приведены в таблице 8.4.

Для анализа можно воспользоваться матрицей (рис. 2.5), в которой представлены основные альтернативные стратегии.

Підпис: Отраслевое окружение (темпы падения, ниши спроса, ценовое давление)
Підпис: Благоприятное
Підпис: Неблагоприятное

Есть

Нет

Рис. 2.5 Стратегии бизнеса, переживающего спад (пояснения см. с. 24).

Пояснения к рис. 2.5: лидерство – лидером становится одна из немногих фирм на переживающем спад рынке. Это может означать быстрый уход других компаний с рынка, например, путем их продажи или разорения. Для дезинформации конкурентов рекомендуется поддерживать взгляд, что дела быстро приходят в упадок, что отрасль неперспективна; ниша – рекомендуется найти сегмент рынка, в котором спрос будет стабильным, медленно сокращаться или даже расти; «сбор урожая» - управляемое сокращение инвестиций с целью максимизации потоков доходов; «быстрое избавление» - рекомендуется быстро уйти с рынка, пока еще можно избавиться от активов или их части.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5