Стратегия фирм, переживающих период промышленного упадка
Тактика (от лат. tactus – прикосновение, ощущение) – это единичные, элементарные действия, приемы, методы для реализации стратегии и достижения поставленной цели. За счет тактики практически реализуется стратегия.
Стратегии могут разрабатываться в различных областях деятельности человека, где возникает необходимость предварительного определения возможных вариантов достижения цели, имеющая форму прогноза возможных изменений состояний.
Стратегическое управление можно определить как системную совокупность различных классов и видов управленческой деятельности, входящих в систему управления, наряду с текущим управлением.
Э. А. Уткин предлагает следующее определение: «Стратегическое управление – область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочитаемых направлений и траекторий развития организации, постановке основополагающих целей, распределение ресурсов оптимальным образом, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества».
Стратегическое управление – это управление в социально-экономических системах, имеющее ряд таких сторон как функциональную, процессную и элементную.
Стратегическое управление как прогнозное представление возможных изменений социальных систем не может дать точной и идеальной картины в будущем, поэтому в целом это не функциональная, а сугубо творческая коллективная мысль, обеспечивающая системное изменение организованной жизнедеятельности во взаимосвязи с динамикой социума.
Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то, что могут производить совершенно разные товары. При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:
- определить, на какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;
- установить, можно ли что-то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем. Например, использовать патенты, монопольные соглашения или обратиться за помощью к государству.
В разных странах одни и те же отрасли могут находиться на различных стадиях жизненного цикла, эти различия определяются состоянием и динамикой местного рынка. Например, производство автомобилей в США и Японии можно отнести к зрелым отраслям, в то же время в восточноевропейских странах автомобильная отрасль переживает стадию роста. Жизненный цикл отрасли может меняться под воздействием спроса, развития конкуренции, появления и распространения новых знаний (новые технологии производства, новые товары-заменители, новые потребности), изменения отраслевого окружения.
Дилеммой предприятий зрелых отраслей является выбор среди базовых стратегий: низких издержек (лидерство в издержках), дифференциации продукции или фокусирования.
Основными опасностями в фирмах зрелой отрасли являются:
- неправильная оценка состояния отрасли (или отдельной фирмы), ее зрелости, ключевых факторов успеха и разработка стратегии как для растущей отрасли;
- пренебрежение необходимостью поддержания доли рынка, недооценка стратегии совершенствования товара, нерациональный ответ на ценовую конкуренцию;
- проблемы, вызванные избыточными производственными мощностями, а также бюрократизацией аппарата управления.
Самую значительную опасность в зрелых отраслях представляет международная конкуренция.
В основе любой стратегии лежат (или должны лежать) конкурентные преимущества, т.е. положения фирмы на рынке, позволяющие ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами.