Информационные составляющие антикризисного менеджмента.
· оперативной конъюнктурной информации, являющейся своего рода «сигналом» об отдельных процессах динамики рынка. Ее источниками служат данные торговых корреспондентов, опросы населения, экспертные оценки специалистов.
Из перечисленных документов наиболее общий – сводный обзор, который содержит следующие разделы: 1) оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде; 2) прогноз основных показателей рынка; 3) предложения и рекомендации.
В первом разделе анализируется информация о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок, результатах специальных наблюдений, о работе по обновлению продукции, повышению качества товаров и т.п. Анализ проводится по показателям производства, продажи, запасов (каждый показатель по трем рубрикам: рост, без изменения, снижение) в зависимости от видов спроса (ограниченный, стабильный, повышенный, дефицитный). Результаты оценки работы предприятия отражают ход поставок товаров, качество товаров, данные о рекламациях, о нарушениях договоров на поставку.
Во втором разделе отражаются основные тенденции развития конъюнктуры рынка (за один – два квартала): сведения о том, какие товары будут на рынке в недостатке, а какие в избытке; возможные изменения в продаже и запасах товаров; затруднения с выполнением договоров под воздействием складывающихся обстоятельств.
В третьем разделе приводятся результаты анализа в виде перечней товаров, выпуск которых необходимо сократить, увеличить или прекратить, а также предлагаются меры по нормализации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменению зон сбыта, реклама и т.п.).
Для проведения исследований конъюнктуры рынка фирме необходимо иметь соответствующих квалифицированных специалистов или же привлекать для этих работ специализированные организации.
Определение емкости рынка.
Емкость рынка товара – возможный объем реализации товаров при данном уровне и соотношении различных цен. Она характеризуется размерами спроса на конкретный товар и величиной предложения этого товара. Объем рынка выражается либо в стоимостных, либо в натуральных показателях продаваемого товара. Существуют два уровня емкости рынка:
· потенциальный, определяемы личными и общественными потребностями и отражающий адекватный им объем реализации товара;
· реальный, т.е. складывающийся в действительности.
Эти уровни могут не совпадать.
Емкость рынка зависит от множества факторов: факторы общего характера (объем и структура товарного предложения; ассортимент и качество товара, размеры его импорта; достигнутый уровень жизни и потребности населения, его покупательная способность; уровень соотношения цен на товары; численность населения, его социальный и повозрастной состав; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сетей; географическое расположение рынка); специфические факторы (природно-климатические условия; мода; национально-бытовые традиции; достигнутый уровень обеспеченности данным товаров; сроки физического и морального износа; рационализация сбыта; цены на энергоносители и т.п.).
Факторы, определяющие емкость рынка, взаимозависимы, поэтому необходимо выяснить все причинно-следственные связи между ними. Это достигается посредством систематизации и анализа данных, в результате чего строятся группировочные и аналитические таблицы, динамические ряды анализируемых показателей, графики, диаграммы, т.е. проводится предварительный анализ информации для ее последующей количественной и качественной оценки. Обработка собранной информации осуществляется путем использования статистических методов: группировки, индексного и графического построения динамических рядов. Результаты обработки подвергаются дополнительному анализу, позволяющему описать причинно-следственные связи, на основании которых строится модель развития рынка и определяется его емкость.
Подобная модель представляет собой систему уравнений с обязательным включением в нее уравнения спроса и предложения.
Емкость рынка определяется в результате процедуры прогнозирования. При этом различают следующие виды прогнозирования: конъюнктурное (3 – 6 месяцев), краткосрочное (1 – 2 года), среднесрочное (3 – 5 лет), долгосрочное (5 – 10 лет) и перспективное (более 10 лет). Чем короче период прогноза, тем легче предусмотреть и с большей степенью достоверности оценить степень воздействия на развитие рынка определяющих его факторов.
Для определения емкости рынка используются в основном три дополняющие друг друга группы методов прогнозирования:
· анкетирование, с помощью которого выявляется мнение населения или экспертов. Такой метод используется в тех случаях, когда причинно-следственные связи не могут быть описаны аналитическим путем, т.е. с помощью уравнений. К подобным методам, в частности, относятся метод Дельфи, представляющий собой ряд последовательных процедур по подготовке и обоснованию прогноза, и метод «мозговой атаки», когда решение является продуктом коллективного творчества специалистов в ходе проводимого по определенным правилам заседания;