Информационные составляющие антикризисного менеджмента.
· экстраполирование, т.е. расчет на продолжение в будущем тенденций процессов, отражаемых в виде динамических рядов их показателей, на основе разработанных моделей регрессивного типа. Методы экстраполяции применяются в тех случаях, когда информация о прошлом имеется в достаточном количестве и основана на гипотезе о сохранении сложившихся ранее тенденций;
· аналитическое моделирование, т.е. построение модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи факторов рынка. Оно используется тогда, когда информация о прошлом минимальна. Но имеются некоторые гипотетические представления о рынке, позволяющие разработать его модель и на этой основе оценить будущее состояние рынка.
Результат всей работы по определению емкости рынка – комплексный аналитический обзор состояния рынка и формирующих его факторов, а также многовариантный прогноз развития рынка с учетом тенденций изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.
Анализ состояния внутренней среды организации.
В результате анализа состояния внутренней среды организации определяются ее потенциальные возможности. Внутренняя среда характеризуется такими переменными, как цели, структура, технологии, люди.
Организация находится в состоянии кризиса. Это означает, что в отличие от успешно работающей организации, она не достигла поставленных целей. Это касается миссии, фирменных целей и целей функциональных областей. Причина кризиса в том, что организация не сумела в должной мере реализовать все или часть «составляющих успеха» по всему комплексу целей, которыми являются: выживаемость, результативность, эффективность, производительность, практическая реализация целей.
Структура организации
– это система, разработанная таким образом, чтобы работающие в ней люди могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей, коль скоро организация оказалась в состоянии кризиса, то следует искать причину этого и в дефектности ее структуры.
Прежде всего, необходимо разобраться с вопросом правильности построения организации, а для этого следует рассмотреть:
· адекватность определения характера выполняемой работы, для чего следует, расчленив работу на отдельные участки, проанализировать затем каждый (например, постановка задач, необходимый объем работ для их решения, устранение бесполезной работы и дублирования, контроль).
Подобный подход включает по каждому виду проводимых в организации работ анализ: деятельности (определение осуществляемой работы и соответствующих способов координации взаимодействия); решений (какого вида решения принимаются и каково участие в этом того или иного менеджера); отношений (определение вклада в общее дело того или иного менеджера); лиц, с которыми менеджер взаимодействует; влияния, оказываемого на менеджера другими менеджерами.
· распределение работы между отдельными позициями менеджмента: установленные нормы, стандарты (например, допустимый объем должностных обязанностей менеджеров любого уровня управления); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов организации труда); взаимодействие всех сотрудников организации;
· классификацию элементов менеджмента и построение системы подразделений, т.е. необходимо проанализировать, группируются ли элементы менеджмента организации в соответствии с выполняемой работой или по иным критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей) и соответствуют ли подразделения организации именно существующим в ней производственным требованиям;
· правильность распределения обязанностей и полномочий в организации. С этой целью исследуется схема организации, в которой должны быть зафиксированы полномочия и обязанности каждого сотрудника, характер его взаимодействия с другими сотрудниками.
При построении схемы функционирования организации следует учитывать следующее: схема может давать лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания содержать минимальное число деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, так как каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и ни в коем случае не быть своего рода теоретическим стандартом. Если подобная схема на фирме отсутствует или же она составлена вопреки перечисленным выше требованиям, то уже одно это говорит о том, что организация дефектна.
Далее схема должна подвергнуться тщательному анализу. Это позволит обнаружить «слабые места» организации, накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса и т.п. Схема позволит выделить линии взаимозависимости и отношений внутри организации, просмотреть структуру управления организацией. В перспективе схему можно использовать в качестве основы для реорганизации фирмы. Однако следует иметь в виду и негативную сторону подобной схемы – ее статичность, т.е. схема отражает состояние организации в определенный момент времени. Это не позволяет сделать заключения о динамике развития организации, так как схема меняется под воздействием многих причин, например, кадровых перемещений. Если на момент составления и до момента исследований кризисного состояния организации в схему не вносились необходимые изменения, то схема не будет нести необходимой для анализа причин кризиса информации. Кроме того, схема не отражает неформальные отношения в организации, что снижает ее практическую значимость; она, по существу, негибка и демонстрирует только устойчивые каналы взаимоотношений, не указывая на короткие связи, которые часто возникают в процессе деятельности организации.