Бюджетная система в Российской федерации.

Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью трансфертов.

Трансферт

– бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ.

Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи.

, где

Т

– сумма трансферта по региону.

СБД

– средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения.

ДБР

– душевой бюджетный доход по данному региону.

НР

– численность населения региона.

К

– поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле:

Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого выравнивания неоднозначны:

а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество нуждающихся возрастает);

б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов (финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии);

в). сама формула имеет недостатки и требует доработки.

ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ:

проблема № 1

– До сих пор имеет место несогласованность финансовых полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов

проблема № 2

– Слабая налоговая база территориальных бюджетов.

проблема № 3

– Неопределенность в перераспределительной политике.

Проблема № 1

(несогласованность) проявляется в том, что решение Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах, доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор. Например, на регионы были переложены осуществление Федеральных программ, дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК), транспорта, содержание объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД в некоторых регионах. Этот процесс носит хаотический характер.

Проблема № 2

(слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин, для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В 1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы.

В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и зависимости местных органов от вышестоящих.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5