Бюджетная система в Российской федерации.
4 – осуществление возмещения в полном объеме за счет Федерального бюджета
не всего того налога на добавленную стоимость, а части , которая выплачивается при экспорте (780 млрд. руб.). В 1995 году трансфертными платежами пользовались 78 из 89 субъектов, а в 1996 году – 75 субъектов.
2 вида нуждающихся территорий:
а). регионы, которые нуждаются в поддержке;
б). регионы, которые особо нуждаются в поддержке.
Общая сумма финансирования по трансфертным платежам составит 58, 6 трлн. руб. Расходы из Федерального бюджета будут перечисляться в бюджеты субъектов Федерации по 2-ум каналам:
1 канал – в виде субвенций, которые будут направляться на финансирование федеральных программ, затраты федерального характера (их назначение заключается в выравнивании социально - экономического развития).
2 канал – в виде трансфертов, которые предназначены для оказания текущей финансовой помощи. Их задача – покрыть минимально обоснованные расходы.
ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ.
I.
НЕПЛАТЕЖИ. Эта проблема возникла вследствие недостатка оборотных средств, который произошел из-за:
– установления либерального ценообразования;
– прекращения выдачи предприятиями друг другу коммерческих кредитов;
– отмены платежных и расчетных кредитов;
– либерализации цен, которая прошла на фоне разрыва межотраслевых связей;
– неэффективности производства.
В 1992 году Геращенко предложил провести:
а).
взаимозачеты (из-за нехватки денег);
б).
увеличение темпов роста денежной массы (что привело к инфляции);
в).
ввести казначейские векселя, которые выдавались Минфином предприятиям (эти векселя заменяли наличные деньги, завершая свое существование осуществив 5 - 6 ступеней оборота);
г).
выпуск банками собственных векселей (ими можно было расплачиваться с сельскохозяйственными предприятиями. Наиболее яркий пример – векселя Тверьуниверсалбанка, с помощью которых рассчитывалось более 2 000 предприятий);
д).
с 1993 года неплатежи оформить как коммерческий кредит.
Проблема неплатежей решалась до недавнего времени выпуском эмиссии дополнительных платежных средств.
II.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ. Не выплачивалась по следующим причинам:
1). нет денег;
2). умышленно деньги проворачиваются в коммерческих структурах;
3). наличие нескольких расчетных счетов;
4). бюджеты не добирают средств.
Все это привело к тому, что Президент лично занялся этой проблемой. В результате, выплатили часть задолженности (но не всей), чиновники стали получать зарплату после рабочих.
Здесь основная проблема – какую концепцию принять бюджету? На 1 месте – фискал вместо упора на экономическую функцию (регулирующую и стимулирующую) – это в плане расходов. В плане доходов – “клепать” дыры или разрабатывать приоритеты, чтобы этих дыр не было.
III.
НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Их мы пытаемся решить с помощью налогового кодекса. Но его необходимо
во - первых, упростить;
во - вторых, снизить количество налогов вообще и ограничить местное “налоготворчество”;
в - третьих, объединить некоторые налоги и взносы в один налог.
IV.
НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ. Это необходимо для того. чтобы межбюджетные отношения строились должным образом. Здесь есть определенные идеи