Бюджетная система в Российской федерации.

Проблема № 3

(неопределенность) связана с отсутствием продуманных критериев предоставления финансовой помощи территориям.

По данным исследования:

– дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими показателями выпуска продукции на душу населения;

– дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты;

– дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью и количеством населения.

Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и антивыравнивающая тенденция.

Таким образом, межбюджетные отношения строятся на централизованном утверждении бюджетов нижестоящих уровней вышестоящими.

Такая политика ориентирует территории на выбивание более высоких нормативов. Вышестоящие органы превращаются в “вершителя судьбы”, что составляет основу для коррупции. В этой ситуации необходимо расширять права местных органов власти, чтобы у последних были свои налоги 3-ех основных групп:

1) налоги, которые играют основную роль(

а). прямые:

– поимущественный;

– поземельный;

– промысловый;

б). косвенные:

– налог на покупки;

– акцизы на товары массового потребления);

2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных процентах к государственным, собираемым на территории местных органов.

3) прочие местные налоги:

– налоги на владельцев автотранспорта;

– лицензирование деятельности.

Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в Бельгии – 100.

Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах власти:

– сдача в аренду и продажа земли;

– сдача в аренду лесных массивов;

– прочие поступления.

На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных бюджетах.

Формула выравнивания:

Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за которые несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые. инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.).

Доходы – производная от налоговой базы.

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1996 ГОДУ.

В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не реализованы за предыдущих 4 года.

Существуют следующие системы межбюджетных отношений:

1 – подоходная

(определяются налоги, которые зачисляются в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки, зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года устанавливаются стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих Федеральных налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации:

а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории РФ;

б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий бюджет;

в). 22 % налога на прибыль;

г). 90 % подоходного налога с физических лиц.

2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации(формируется в размере 15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального бюджета, включая экспортные пошлины)

3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов

(осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с учетом соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет сумм, причитающихся регионам из Фонда, за счет поступлений на соответствующую территорию НДС в пределах установленной доли (тем самым сокращаются встречные потоки).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5