«Тейлоризм», классическая (административная) школа, школа «человеческих отношений» в теории управления.
Все вышеперечисленные школы можно отнести, по условному разбиению совокупности учений об управлении на группы, к «одномерным» учениям об управлении (т.к. все эти учения разрабатывались применительно к одному из трех явлений: задачи, человек, управленческая деятельность). Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать «синтетический» подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое. Но в данном вопросе он не рассматривается.
Итак, к числу наиболее заметных «одномерных» учений можно отнести школу научного управления, классическую (административную) школу, школу «человеческих» отношений.
Основателем школы научного управления
является Ф.Тейлор. В отличие от многих специалистов, являющихся теоретиками, Тейлор прошел путь практика от рабочего до менеджера, он прошел по нескольким уровням иерархии и дорос до главного инженера в сталелитейной компании.
Его учение базируется на механистическом понимании человека в организации и сущности его деятельности (человек – придаток производства и важно синхронизировать труд человека и машины. Создать механизм "человек - машина"). Тейлор ставит перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций. Исходным для рационализации труда – у Тейлора изучение задачи, которое дает информацию для рационализации, которая в свою очередь решает данную задачу. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти (использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности).
Тейлор считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
· Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.
· Абсолютное следование разработанным стандартам
· Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу
· Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата)
· Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям
· Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами для возможности осуществления научного управления
Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством. К ним относится, прежде всего, француз Анри Файоль (1841-1925), который говорил уже не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями. С этой целью А.Файоль и его единомышленники пытались сформулировать принципы управления, которые были бы достаточно универсальны и способствовали успеху любой организации.
Он предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической (административной) школы управления.