«Тейлоризм», классическая (административная) школа, школа «человеческих отношений» в теории управления.
Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей или отдельных исполнителей на основе познанных и объективно действующих законов и закономерностей для достижения заранее поставленных целей. Данная формулировка заключает в себе ряд принципиальных положений, которые закрепляют понятийный аппарат рассматриваемой концепции. Эти особенности следующие:
1. В процессе управления воздействие осуществляется на людей, а также через них на материально-вещественные элементы экономической и финансовой системы, а также на социальную систему.
2. Под управленческим воздействием понимается только такое воздействие, которое лично обосновано, т.е. должен соблюдаться научный подход к управлению. Основой для этого должны быть избраны соответствующие объективные законы и закономерности.
3. Данная концепция закрепляет целевой подход к управлению, а именно в управлении всегда должна быть поставлена цель, а все операции и процедуры по управлению должны быть направлены на реализацию этих целей.
Основоположниками этой концепции считаются Мэри Фоллет и Мэлтон Мэйо. Они считали, что даже четко разработанные рабочие операции и высокая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда и что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителей при администрировании. Работники реагируют на давление со стороны своих коллег и близких по рабочей группе людей сильнее, чем на указания руководителей или материальные стимулы.
(Вариант 3)
Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента и оставивших заметный след в понимании проблем науки управления. Ниже представлен вклад основных школ в развитие управленческой мысли.
1. Школа научного управления.
- использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;
- отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;
- обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
- систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
- отделение планирования и обдумывания от самой работы.
2. Классическая школа управления.
- развитие принципов управления;
- описание функций управления;
- систематизированный подход к управлению всей организации.
3. Школа «человеческих отношений и школа поведенческих наук.
- применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности;
- применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Рассмотренные научные школы показывают становление и развитие менеджмента как науки, знание которой необходимо для совершенствования практической деятельности каждого из руководителей независимо от уровня их управленческой деятельности и сферы, в которой функционирует управляемое ими учреждение или структурное подразделение. Качество управления невозможно обеспечить путем использования той или другой управленческой школы. Поэтому назвать какую-то из них в качестве главной невозможно. В зависимости от уровня развития учреждения, профессиональной компетенции его руководителей в тот или иной период деятельности трудового коллектива предпочтение может отдаваться той или другой школе. Как правило, эффективность управления достигается при их синтезе, а также при использовании всего арсенала средств, накопленных наукой и передовой практикой.