«Тейлоризм», классическая (административная) школа, школа «человеческих отношений» в теории управления.
Сущность и содержание каждой концепции (школы) следующие:
1. Концепция научного управления(1885-1950гг).
Родоначальник - Тейлор. Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает. Именно благодаря разработанной им концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Принципиальным в этой концепции является то, что Тейлор отказался от, так называемого, линейного управления, т.е. по его выражению "от военного типа организации" и разработал альтернативную систему разделения труда между мастерами и бригадирами по функциям. Таким образом, он впервые провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Этим была заложена основа функциональной организации управления. Однако в учении Тейлора было заложено ряд ошибок. Основной из них является то, что он полагал, что для достижения цели достаточно лишь создать экономическую заинтересованность для работника и делал упор на, так называемого, экономического человека, целью которого якобы является стремление в получении большей выгоды от своего труда. Вторая ошибка Тейлора заключается в том, что он полагался чрезмерно на подчинение человека воле управляющего в процессе труда.
2. Концепция административного управления (классическая школа управления) (1920-1950гг).
Анри Файоль основатель и "отец менеджмента". Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Он считал, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.
Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципов управления:
1. принцип разделения труда,
2. принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответственность.
3. дисциплина - предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками,
4. единоначалие - означает, что работник должен получать приказы только от одного начальника,
5. подчиненность личных интересов общим,
6. единство направления - означает, что каждая группа, действуя в рамках единой цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя,
7. вознаграждения персонала,
8. централизация,
9. скалярная цель - означает, что это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях: от самой высокой должности вниз до самого низа по существу это иерархический ряд в структуре управления,
10. порядок,
11. справедливость,
12. стабильность рабочего места для профессионала,
13. инициатива,
14. корпоративный дух.
3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений(1930-1950гг).
Эта школа развивалась в 1930-1950 годах. Создатели концепции определили менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Из этой концепции зародилось определение управления как такового, а именно: