Социальная сфера как объект социального менеджмента.
-эмоциональные и психологические проблемы;
-нужда и бедность;
-алкоголизм и наркомания;
-насилие и дискриминация;
-этнические и национальные проблемы;
-преступления и правонарушения;
-безработица и профессиональная адаптация;
-инвалидность и одинокая старость;
-жилищная проблема;
-опекунство, попечительство, усыновление;
-родительская жестокость и др.
Соц.работник представляет интересы:
-клиента,
-государства,
-общества.
Главная цель соц.работы – забота о благосостоянии и раскрытии способностей личности и возможностей семьи, общества.
Пути достижения этой цели:
-знакомство с клиентами, диагностика ситуации;
-выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;
-помощь в решении проблем, реализация возможностей;
-наблюдение и забота.
Важнейшие направления соц.работы:
1)помощь семье,
2)работа в экстремальных ситуациях и с группами «риска»,
3)работа в здравоохранении,
4)работа в сфере образования,
5)работа в службах занятости.
Оказывая помощь клиенту, соц.работники при этом реализуют следующие функции
:
-диагностическая
– изучение психологических и возрастных особенностей, способностей человека, интересов, круга общения, условий жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
-организаторская
– влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, влияние на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;
-прогностическая
– участие в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в соц.работе,
-предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая
– приведение в денйствие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний, организация помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав в обществе, оказание помощи подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
-организационно-коммуникативная
– включение добровольных помощников, населения в соц.работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты;
-охранно-защитная
– правовая защита интересов клиентов, содействие применению мер государственного принуждения и юридической ответсвенности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.
Субъектамисоц.работы являются:
1\соц.работники, соц.педагоги, оказывающие соц.помощь;
2\профессорско-препод.состав, обучающий других соц.работе;
3\исследователи, фиксирующие, систематизирующие, прогнозирующие состояние, развитие соц.работы,
4\административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в регионах, в стране в целом.
Методы и технологии социальной работы