Социальная сфера как объект социального менеджмента.
2 группы методов: научно-исследовательские (для изучения ситуации) и преобразовательные (для воздействия на ситуацию).
Первые: общелогические (анализ, синтез, моделирование, проектирование), общенаучные (наблюдение, эксперимент, обобщение опыта), исторические (сравнительно-исторические, генетические, структурный), социологические (анкетирование, мониторинг), психологические (тестирование), математической статистики.
Вторые:
1.Социально-экономические – воздействие на материальные и моральные, семейные и др.интересы и потребности (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронаж и бытовое обслуживание, моральная помощи и санкции).
2.Организационно-распорядительные – воздействие на мотивы (осознание необходимости общественной и трудовой дисциплины, чувство долга, ответственности). Они опираются на регламентирующие и нормативно-правовые акты.
Организационные, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответсвенность различных звеньев в органах управления соц.службами, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие на решение задач соц.служб.
Распорядительные позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устраняют вскрытые недочеты, тем самым внося динамичность и оперативность в соц.работу.
Основными организационно-распорядительными методами являются:
-регламентирование (разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения – приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание),
-нормирование (установление нормативов численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и др.)
-инструктирование (разъяснение обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережение от возможных ошибок);
-подбор и расстановка кадров,
-контроль, проверка исполнения, критика и самокритика.
3.Психолого-педагогические характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения (общественное и групповое мнение, настроения, вкусы, желания, увлечения, мода и др.).
К этим методам относятся:
-убеждение (разъяснения, советы, аргументированные рекомендации, положительные примеры и образцы активной жизнедеятельности клиентов),
-внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявления творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций.
-исправление, корректировка поведения (игровая, дискуссионная терапия).
4.
Фандрэйзинг как технология социального менеджмента.
«Фандрэйзинг» (fundraising = поиск, добывание средств), это методика, апробированная и распространенная за рубежом, использующаяся при формировании финансовых средств социо-культурных организаций и благотворительных фондов как поиск дополнительных источников финансирования.
Фандрэйзинг представляет собой отдельную профессиональную управленческую область по поиску субсидий и денежных средств. Это основа формирования бюджета некоммерческих организаций за счет привлечения средств потенциальных спонсоров и меценатов из числа: