Информационное обеспечение антикризисного менеджмента
Данная дипломная работа посвящена вопросам теории антикризисного менеджмента и его информационного обеспечения.
Термин «антикризисный менеджмент» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий – это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособиться, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве (12). Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.
В последнее время в нашей стране появилось огромное количество статей и монографий посвященных антикризисному управлению, в книгах по общему управлению финансами, например И.А.Бланк «Основы финансового менеджмента», антикризисному управлению отводят целые главы. Практически все авторы отмечают особенности антикризисного управления от обычного и считают, что оно должно обрести свою «нишу» в управленческой теории практике. Некоторые из авторов рассматривают антикризисное управление с точки зрения проблем финансов на микроуровне (20), другие же пытаются рассмотреть комплекс проблем связанных не только с кризисом отдельного предприятия, но кризисом в государственных финансах, в экономике целом (23). Часто авторы заявляя, что пишут об антикризисном управлении уделяют внимание только процедурам банкротства в рамках закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.
Нельзя не отметить, что любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.
Превращение информации в стратегический ресурс обусловлено особенностями жизнедеятельности любого современного предприятия. Его конкурентоспособность зависит от способности руководства и персонала оперативно выявлять, а часто предвосхищать изменения внешней среды и гибко перестраивать свое поведение, сознательно избирая инновационный путь развития. Естественно, что при этом резко возрастает значение:
· внешней информации, отражающей условия, в которых функционирует предприятие;
· внутренней информации, характеризующей деятельность самого предприятия и вовлеченность персонала в реализацию поставленных задач;
· информации, распространяемой от имени предприятия во внешнем мире и способствующей продвижению его продукции, формированию положительного образа и расширению таким путем сферы социального и экономического влияния;
· сопоставительного анализа внешней и внутренней информации, позволяющего судить об уровне, достигнутом предприятием, и его месте среди других учреждений, действующих на данном сегменте рынка.
Используемая в качестве стратегического ресурса оперативная, полная и достоверная информация содействует:
· разработке обоснованных стратегических планов развития и принятию управленческих решений с учетом происходящих или прогнозируемых изменений внешней среды;
· внедрению прогрессивных технологий и оригинальных научно-технических разработок;
· формированию организационной культуры и сплочению коллектива на основе общих целей и ценностей;
· освоению новых рынков, расширению круга клиентов;
· приобретению предприятием так называемых «неосязаемых активов»: доброго имени, уважения в профессиональной среде, хорошего отношения со стороны клиентов, деловых партнеров, представителей властных структур.
Повышение значимости информации, с одной стороны, и усложнение процессов ее использования, с другой, существенно отразились на задачах служб информации и заставили пересмотреть их функции и место в структуре предприятия.
Объектом исследования выступают информационные составляющие антикризисного управления.
Предмет – комплекс источников информации, необходимых для антикризисного управления.
Целью данной работы стало совершенствование информационного обслуживания специалистов по антикризисному управлению.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение антикризисного менеджмента.
2. Изучить историю становления в Российской Федерации антикризисного менеджмента как сферы управления.
3. Определить основные этапы деятельности антикризисного менеджера.
4. Рассмотреть нормативно-правовые основы антикризисного менеджмента.
5. Определить информационные составляющие антикризисного менеджмента.
Дипломная работа состоит из двух глав, которые в свою очередь состоят из параграфов.
В первой главе проанализировано, как рассматривается антикризисное управление в различных статьях и монографиях, а также приведено определение антикризисного управления. Выделены основные принципы, на которых базируется система антикризисного управления и дана оценка роли финансового менеджмента в системе антикризисного управления.
В этой же главе приведен анализ основных причин кризиса на предприятии и установлено, что одним из главных факторов влияющих на кризис являются недостатки управления.
Также дан срез законодательства регулирующего действия антикризисного управляющего при применении судебных процедур банкротства и перечислены основные направления его действий в рамках антикризисного управления. Такими направлениями являются:
· Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития.
· Определение масштабов кризисного состояния предприятия.
· Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия.
Вторая глава более конкретно раскрывает собственно тему дипломной работы.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез информации в специализированных изданиях.
2. Библиографический поиск и отбор для выявления источников.
3. Классификационный метод.
Базой исследования послужили фонды следующих библиотек:
- Российская Национальная Библиотека (http://www.nlr.ru);
- Библиотека Российской Академии Наук (http://www.csa.ru/BAN/);
- Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского (http://www.pl.spb.ru/);
- Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета (http://www.lib.pu.ru/);
- Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского государственного технического университета (http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/);
- Библиотека Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (http://www.finec.ru:8100/rus/index.htm).
- Понятие антикризисный менеджмент. История становления в РФ как сферы управления (функции и задачи)
- Основные этапы деятельности антикризисного менеджера.
- Нормативно-правовая основа антикризисного менеджмента.
- Информационные составляющие антикризисного менеджмента.
- Правовая информация.
- Экономическая информация.
- Статистическая информация.
- Информация о новинках науки и техники.
- Внутрифирменная информация